Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Формирование звуковой стороны речи 

Игры и упражнения для детей старшей группы 
 

 

     К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Это очень важно для дальнейшей работы по воспитанию звуковой культуры речи. Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с — з, с — ц. ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с — щ, л — р). С этой целью с детьми ежедневно проводится артикуляционная гимнастика, а с некоторыми — индивидуальная работа по устранению недостатков произношения.
Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки, с и ц, с и ш, ш и ж и другие.


     Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков воспитатель предлагает детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Предлагая такие упражнения, воспитатель подбирает практический материал с учетом постепенного его усложнения.
Сначала дети учатся выделять из фраз слова только с одним из заданных звуков. Например, во фразе «На двери висит замок» воспитатель предлагает детям назвать слово, в котором есть звук з. Это наиболее легкое задание: выделение слова, в котором заданный звук находится в начальной позиции (замок). Дальнейшее усложнение идет в двух направлениях: по линии месторасположения звука (потом даются фразы, в которых заданный звук в словах находится в конце и середине слова); по линии подбора слов, относящихся к разным частям речи, в которых есть заданные звуки. Имена существительные выделяются детьми чаще, чем слова, обозначающие, например, действия или качествам предметов. Учитывая это, в дальнейшем следует давать такие фразы, в которых слова с заданными звуками относятся к разным частям речи (например, такие фразы: «На небе появились грозовые тучи» — при выделении слова, включающего звук з; «Весной оживает природа» — при выделении слова, включающего звук с).


     После того как дети легко научатся справляться с такими заданиями, даются упражнения на выделение из фраз слов, включающие определенные пары звуков, требующих дифференциации. Например, во фразе «Мама купила Оксане зайчика» предлагают выделять сначала слово, в котором есть звук с (Оксане), а затем слово, включающее звук з (зайчика).


Далее предлагается выделять из фраз несколько слов, насыщенных дифференцируемыми звуками и находящихся в разных позиционных условиях. Например, во фразе «Маша дружит с Мишей и Женей» следует сначала назвать слова в которых есть звук ш (Маша, Мишей), а затем — со звуком ж (дружит, Женей).


     Для развития слухового внимания к речи окружающих воспитатель использует специально подобранные стихотворения, в процессе чтения которых детям предлагают внимательно слушать их содержание и находить смысловые несоответствия в тексте.
Цель данных ниже упражнений — развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста. 

 

 

     Цель приведенных ниже упражнений — развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с — щ, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.

 

     Цель следующих игр — развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.