Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Конспект занятия по развитию речи для старше-подготовительной группы.

Тема «Что мы знаем про осень?» Работа по картине Ф.Я.Алексеева «Спячка ежа».

Автор: Мифтахова Н.З. МАДОУ № 6

 

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их. Продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками осени. Расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц осенью. Воспитывать любовь к родной природе. Учить отвечать на поставленные вопросы по картине полным ответом. Развивать связную речь.

Материал: Картина Ф.Я.Алексеева «Спячка ежа»

 

Ход занятия:

Сейчас я расскажу вам стихотворение, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года идет речь?

Листья осыпаются

Кучами лежат

И деревья голые

Скучно так глядят

 

Да в этом стихотворении говорится про осень.

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А вся ли осень одинаковая? (есть ранняя, есть поздняя осень)

- Вспомним, а что у нас было ранней осенью? (Листья на деревьях желтеют и падают, с каждым днем становится все холоднее. Птицы готовятся к отлету.)

 

 

Да, ребятки, осень по-своему красивая. Поэты любили всякую осень: и грустную, и веселую. Любуясь красотой осени, они написали много стихов. Давайте вспомним их и расскажем. (Дети рассказывают стихи Н.Найденова «Золотые листья», Соколов-Микитова «Осень», Н.Егорова «Листопад», А.Н.Плещеева «Осень».)

 

Это время года любят не только поэты, но и художники.

- А сейчас обратите внимание на эту картину (Ф.Я.Алексеева «Спячка ежа»).

- На этой картине художник изобразил позднюю осень. Вы со мной согласны? Почему? (Деревья стоят голые, на земле лежат листочки и кое-где снег)

- Что это за птица на дереве? (Дятел)

- А еще эту птицу называют лесным доктором, как вы думаете почему? (он спасает деревья от вредных насекомых)

- Почему других птиц не видно? (Они улетели в теплые края)

- А почему дятел остался? (Потому что это зимующая птица)

- А каких еще зимующих птиц мы знаем? (сорока, воробей, голубь, ворона, синица)

- А кто больше вспомнит загадок про зимующих птиц?

 

Загадки

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это … (снегири)

 

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись: (Дятел)

 

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крохи собирает. (воробей)

 

Физкультминутка «Ежик»

Утром по лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках старый ежик.

Он устал, решил поспать

В ямку с листьями он лег

И свернулся он в клубок,

Чтоб никто найти не смог.

 

- А что мы можем сказать про ежика? (он спит)

Видите, он приготовил себе ямку, забросал листочками, лег и уснул.

- Давайте вспомним загадки про ежика?

 

Загадки.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Еж)

 

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А ниток – ни одной. (Еж)

 

 

- А какие еще животные впадают в зимнюю спячку? (барсук, суслик, медведь)

- Глядя на эту природу поздней осени, о какой примете осени вы бы вспомнили?

 

  • Если опавший лист ложится на землю вверх изнанкой – к урожаю.

  • Если в лесу много орехов, а грибов нет, зима будет снежная и суровая.

 

- Ведь правда, ребятки, картина удивительно красива? Много разных ярких красок потребовалось художнику, чтобы ее изобразить. А какие краски использовал художник? (белые, коричневые, оранжевые, серые, голубые …)

- Художник Ф.Я.Алексеев назвали эту картину «Спячка ежа». А вы бы как хотели назвать? (Версии детей: «Осенняя природа», «Поздняя осень, «Осень в лесу», «Осень», «Скоро зима!»)

- Мы с вами подробно рассмотрели картину. А сейчас каждый из вас придумает по картине свой рассказ. И нашими рассказами мы завершим наше занятие. (Дети описывают картину)

 

При копировании ссылка на первоисточник обязательна