Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Применение дидактических игр и демонстрационных материалов на занятиях по обучению грамоте

Автор: Мифтахова Н.З. ДОУ № 12 

 

В содержание этой работы входит совершенствование фонематического слуха, формировать представление о предложении. Обучение делению предложения на слова, слов на слоги и звуки. Составление предложений из 2-4 слов и из 2-3 слогов.

Мы знаем, что дети-дошкольники разговаривают не всегда красиво. Во-первых, растет число дошкольников, которые имеют дефекты произношения; во-вторых, речь однообразная, слабо развита связная монологическая речь. Они не могут логично без пропусков передать только что прослушанную сказку. У детей нет вообще богатого словарного запаса слов. И наша задача обогатить словарный запас

С этой целью я предлагаю или я применяю следующие речевые игры и упражнения:

1. Учить подбирать определения и эпитеты – (Какие бывают собаки: большие, маленькие, санитарные, служебные…);
2. Подбирать действия к предмету – (Ветер что делает: воет, парус надувает, листья срывает…);
3. Подбирать обстоятельства – (Трудиться можно как? – Хорошо, спустя рукава, быстро);
4. Подбирать синонимы – (Большой, огромный, громадный);
5. Находить пропущенные слова – (Пришел почтальон, он принес…);
6. Игра «Наоборот». Упражнять в названии антонимов (день – ночь, печаль – радость);
7. Отгадывать: «Кто ты?» (в различных житейских обстоятельствах – от дочки, внучки до посетителя);
8. Длинные – короткие слова (линейность слова можно измерять разведением ладошек в стороны или шагами: пол – парикмахерская);
9. Подбирать слова: шить…платье, штопать…носки, завязывать…шнурки, вязать…шарф;
10. Игра – «Бюро находок» (вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…);
Дети знакомятся с терминами «Слово», «звук», «слог». Каждый предмет имеет свое название. В общем каждый предмет называем словом. На свете много разных слов (мы частенько улетаем в мир слов).
Есть сладкое слово? (конфета)
Есть соленое слово? (соль)
Есть быстрое слово? (ракета)
Есть вкусное слово? (котлета)
… кислое слово? (лимон)
… смешное слово? (клоун)
… горькое слово? (лук)
… медленное слово? (черепаха)

Слова как и предметы бывают короткие и длинные.
Назовите короткое? (мало звуков)
Назовите длинное? (много звуков)
Все эти слова звучат по-разному т.к. в них живут разные звуки.
Советские психологи Эльконин, Давыдов утверждали, что дошкольник 3-6 лет – оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. И поэтому перед нами стоят задачи:
1) Развивать интерес к звучащему слову и через него ко всему русскому и башкирскому
2) Обучить детей умению проводить звуковой анализ слова, т.е. последовательно выделять гласные, мелкие и твердые согласные звуки.
И если мы пройдем вот этот подготовительный этап мы выиграем сразу несколько призов.
1) У детей разовьется фонематический слух, т.е. умению в потоке нашей речи слышать звуки.
2) На этой основе мы плавно перейдем к чтению.
3) В будущем будет большая вероятность грамотного письма
4) Самое главное, у малыша проявится интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы
И так на время мы забываем о буквах и переносимся только в мир звуков.
Для этого Жукова Л.Е. создали игровую методику звукового анализа слова и на ее основе обучению детей к грамоте, т.е. в нашем понимании непосредственно к чтению.

При чтении скороговорок интонационно выделяем звук. Какой звук слышится больше всего. На этот звук находим другие слова. Итак, придумываем слова с определенным звуком: «Из зимней одежды», «Что любит мама», «Мои любимые игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Предметы в комнате».

Затем переходим к важному процессу – звуковому анализу, не просто слышать, а выделять их. Например, слово лиса. Давайте произнесем так, чтобы мы услышали первый звук.
-Звук «л», какой он? Согласный, звонкий.
- Какой фишкой обозначаем? (синей)
- Какой второй звук? («а»)
- Какой он? (гласный)
- Какой третий звук? («с»)
- Какой он? (согласный, глухой, парный)
- Какой фишкой обозначаем? (синей)
- Какой четвертый звук? («а»)
- Какой он? (гласный, ударный)
- Какой фишкой обозначаем? (красной) и т.д.

Фонетическая, то есть звуковая, работа продолжается даже на прогулке. На занятиях очень важно применять увлекательные упражнения:
«Кроссворды» - ребенок вдумчиво заполняет пустые клетки и отгадывает слово. Вокруг клеточек в качестве подсказок рисуются предметы;
«Анаграммы» - дети придумывают новые слова из предложенного слова, например, сон – нос, армия – Мария;
«Ребусы» - дети угадывают слово, где предметы являются частью зашифрованного слова;
«Слово рассыпалось» - дети исправляют положение получают единственное слово: аамм (мама), азубр (арбуз);
«2 колодца» - изображение двух колодцев ведер с буквами. Дети выбирают ведро, чтобы буква, написанная на нем подошла к тем, которые есть на срубе колодца;
«Слоговое лото на елке» - на волшебной елочке висят за место игрушек слоги, из которых дети составляют слова;
«Найдите потерянную букву» - например:
Воробьишко поскакал
Где-то кошки (крошки) отыскал
Он одну сейчас же съел,
Остальные не успел.
«Придумаем рифму» - рак (мак, лак, так, сяк…);
«Волшебная цепочка» - например, роль – соль – моль – боль – толь и т.д.