Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Общее и различное в сюжетно-ролевых и дидактических играх

На основе сопоставления некоторых видов игр необходимо дать их краткую сравнительную характеристику, так как без более или менее четкого выделения общего и различного иногда очень произвольно один вид игр отождествляется с другим; общие признаки, различия стираются, не выделяются особенности, присущие тому или иному виду. Игра часто подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение. Недостаточная четкость в характеристике игр вызывает затруднения у воспитателей в руководстве ими, снижает эффективность их использования как средства воспитания, обучения и развития.

Чаще других отождествляют сю-жетно-ролевые и дидактические игры. В сюжетно-ролевые игры, в руководство ими иногда привносится излишний дидактизм, стремление учить детей путем прямого руководства. И внимание детей направляется лишь ha то, что они должны усвоить; происходит «выравнивание» игровых действий, усиливаются требования к выполнению в игре предписываемых занятиями правил, анализируется итог игры: что выполнено, что не выполнено, что дети усвоили, чему научились.

В дидактическую игру в свою очередь иногда привносится излишняя сюжетность, развлекательность, «сюрпризное украшательство», тогда как основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Еще К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение несовместимо с развлечением, обучение требует усилия мысли, умственного труда. Интерес детей к учению, умственной деятельности, активность в усвоении знаний уже на первых ступенях познания — союзники педагога в воспитании и обучении детей.

Особенности сюжетно-ролевой игры прежде всего в том, что в ней. ясно обнаруживается самодеятельный характер: дети сами, по своей инициативе создают игру и живут в ней. Именно за эту особенность Н. К- Крупская высоко ценила игру. «Самые любимые, самые нужные детям игры — это те, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело — фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана».

Творческий характер игровой деятельности детей в сюжетной игре проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, создает свою игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.

Дети сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее.
Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, они придают устойчивость сюжету, предупреждают его нарушение или нарушение поведения самих играющих.

Руководство сюжетно-ролевой игрой обусловлено общими или конкретными задачами, осуществляемыми педагогом, и жизнью детей в игре. Но сюжетно-ролевая игра не допускает прямого руководства. Указания педагога во что и как играть разрушают самое ценное в ней — самодеятельный творческий характер игровой деятельности. Задачи воспитания педагог успешно осуществляет в процессе опосредованного руководства: расширяя впечатления детей, привлекая их внимание к содержанию деятельности человека, приемам его работы, отношению к своему труду и окружающим, к взаимоотношениям между работающими; воспитатель наполняет содержанием роль детей в игре, обогащает игровые действия. Тем самым он создает сознательную, полезную игру до самой игры, не допуская прямого вмешательства в ее ход.
Более открыто руководство игрой проявляется в вопросах воспитателя, развивающих игру, помогающих обогатить содержание игрового действия и роли, утвердить правила. Воспитатель всегда и всюду, где дети играют, проявляет пристальное внимание, интерес, доброжелательное отношение, готовность оказать детям помощь при затруднении, защитить в игре положение застенчивого, робкого ребенкаi и ослабить роль ребенка-вожака, подчиняющего детей своей воле, своему желанию. В некоторых случаях воспитатель находит возможность и необходимость принять непосредственное участие в игре. Выполняя определенную роль, он осторожно направляет развитие игры, отношения детей.

Сюжетно-ролевые игры обычно начинаются там, где сосредоточена жизнь детей, где есть предметы (игрушки), используемые в игре. Чаще всего игры проводятся в группе, на игровой площадке. Иногда они возникают и там, где что-то вызывает воспоминания, побуждает к непосредственным действиям.

Вот на полянке дети увидели срубленные деревья и оставшиеся пеньки. И у них возникла игра в путешествие: одни сели на бревно и куда-то «поплыли»; другие взобрались на пеньки и имитировали взлет самолетов. Вскоре те и другие превратились в «физкультурников-прыгунов», как назвали игру сами дети. Они начали соревноваться: кто дальше прыгнет, а потом — кто больше соберет еловых шишек для стрельбы в цель.

Так иногда развивается и изменяется сюжетно-ролевая игра.