Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Взаимосвязь обучения с игрой

Истоки сочетания обучения малых детей с игрой — в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где глазки, где носик, ушки, ручки, пальчики» и т. д. Называя части лица, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения.

В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми, прежде всего с матерью. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.
А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы».

Характерной особенностью народных игр является ясно выраженное обучающее содержание, включенное в игровую форму. Народные игры образны, игровые действия в них динамичны. В каждой игре отражается какой-либо случай, событие, которые и составляют основу игры и переживаний ребенка в игре. Эти игры являются доказательством педагогического таланта народа, гуманного и уважительного отношения к детям, понимания возможностей их развития. Игры с детьми отличаются теплотой и сердечностью взаимоотношений, непосредственностью и искренностью переживаний радости и вместе с тем серьезным отношением к поставленной задаче.

«В народных играх нет и тени педагогической навязчивости, и вместе с тем все они вполне педагогичны»,— указывает А. П. Усова, высоко оценивая игры, созданные народной педагогикой.

Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки — дар народа малым детям. Конусы из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шары, складные бочонки, яйца, мисочки, матрешки - все это веселое разноцветье согрето любовью к детям и содержит народную педагогическую мудрость — учить на малом, но привлекающем детей содержании. В этих игрушках заложено обучающее начало — привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему, к целому и составляющим его частям. В игрушках заложена и возможность самообучения ребенка через игровые действия, повторность действий, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Сама конструкция народных дидактических игрушек подсказывает способ игрового действия, содействует развитию самостоятельности ребенка в игре.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми младшего возраста, в подвижные игры с правилами и заслуживают дальнейшего глубокого изучения.

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниваться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры» . Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей
жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и др. Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.

Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду.

Однако в практике дидактические игры применяются недостаточно, дети не проявляют к ним устойчивого интереса. Возможно, причиной этого является то, что воспитатели основное внимание уделяют обучающему содержанию лишь на занятиях и мало используют интересную для детей игровую деятельность.

Своеобразие обучения в детском саду заключается и в том, что содержание его не имеет предметного разделения, в основе которого лежит развитие логики науки, система научных знаний по тому или иному предмету. Содержанием обучения в детском саду является расширение общих представлений об окружающей ребенка жизни, накопление запаса конкретных представлений в процессе восприятия, закрепление воспринятого в памяти, развитие первичных форм мышления. В целях конкретизации и систематизации содержание обучения представлено в разделах работы с детьми: «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация», «Музыкальное воспитание», «Физическая культура» и др.

Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания» сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания — воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, традициям советского общества, воспитание уважения к семье, к старшим. В содержании обучения раскрываются нравственные черты советского человека: доброта, справедливость, правдивость, честность, любовь к труду и трудолюбие, любовь к Родине. В игре формируются нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.

Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым воспитателем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

А. М. Горький, защищая право ребенка на игры, забавы, писал:
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».