Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и др. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
В данной книге приводятся виды игр, применяемых в практике воспитателей, разработанные и проведенные автором. Автор не считает, что предлагаемая группировка решает вопрос о видах игр: это пока только поиск в решении проблемы.
Нами применялись и проверялись следующие виды игр:

Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения («Что было бы..?»).
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).

Почему мы считаем необходимым говорить прежде всего об играх-путешествиях, хотя игры-поручения проще, менее объемны по содержанию и в какой-то мере подготавливают детей к играм-путешествиям.

Путешествие — это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намечаемое место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» — путешествие мысли, воображения (см. конспект игры «Ночное путешествие под Новый год»).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль Педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Не труден ли для детей термин «путешествие»? Он может быть объяснен более простым словом «поход». Но в этом не возникает необходимости: слово «путешествие» бытует во многих привлекательных для детей передачах по радио, телевидению, оно живет в обиходе взрослых, совершающих многие путешествия, иногда вместе с детьми. Это — наша современность. Игра-путешествие— игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия-форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели, иногда во время прогулки проводятся подвижные игры. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии
или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: («Заводы не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди( опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были* здоровы». . .

Дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие - - врачами, чтобы все были здоровы (видимо, следуя примеру воспитателя), третьи отдавая дань любви к воспитателю, хотят быть тоже воспитателями. Есть и такие, которые хотят, чтобы было много у всех мороженого.

Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг
друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

«Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность»,— пишет автор книги «Учите детей отгадывать загадки».

Проведем игру из указанной книги.

Игра-загадка «Лес» (старшая группа)

Цель. Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки доказательства, развивать навыки описательной речи.

Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие растения и животных леса.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он будет загадывать загадки, а дети — отгадывать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.

Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказывают отгадку. Появляется ель.)
И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)

Воспитатель продолжает:

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белены,

Шапочки зелены.

(После отгадывания и объяснения на столе появляются несколько березок.)
— Что же у нас получилось? — спрашивает воспитатель.— (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме деревьев? — Читает загадки:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай! Это...

(Сыроежки.)


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту.

Зовусь я...

(Подосиновик.)


Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(Земляника.)


(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)
— В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:
Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый — краса! А зовут ее... (Лиса.)

Непоседа пестрая.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока.)

Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.
— Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей. Они вспоминают известные загадки и придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игрушки, которые появятся на столе после отгадывания детских загадок.)
В заключение воспитатель предлагает загадку про лес:

Богатырь стоит богат,

Угощает все ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,


Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.

(Лес.)

Игру можно проводить несколько раз, изменяя количество и содержание загадок.

Загадки часто используются в работе с детьми при разных обстоятельствах: как литературно-иносказательный прием, на занятиях по обучению родному языку, при ознакомлении с природными явлениями и др., но особенно часто — как особый вид игры, развлечения.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку» требует большего понимания смысла загадки, умения сделать сопоставление, привести доказательства. Для активизации сложного комплекса умственной деятельности, оживления воображения нуж- »
но создать интересную «прелюдию к игре» — зачин игры.

В старшей группе есть замечательный почтовый ящик — «чудесный ящик». Дети делают его нарядным и каждый сезон по-разному: с началом зимы наклеивают картинку зимнего содержания и весь ящик украшают звездочками-снежинками; осенью—желто-красными листочками, весной — изображением первых цветов. Ключик от ящика хранится в специальной коробочке, и детям по очереди предоставляется возможность открыть его и узнать, что там есть. Дети делают это с удовольствием, ждут неожиданностей. И они бывают... Вот из ящика вынут пакет с письмом от волшебника. В письме написано: «Ребята, мальчики и девочки! Посылаю вам чудесные конвертики. А в каждом живет «загадка». Загадку прочитает воспитатель, а вам ее нужно отгадать. Игра так и называется: «Отгадай загадку и объясни отгадку». Только нужно подумать, чтобы правильно все объяснить».

Воспитатель говорит: «И мне волшебник прислал загадку». Вынимает карточку с загадкой и читает. Предлагает всем детям подумать, как объяснить отгадку (показывает пример объяснения). Потом по D ее предложению кто-то из детей, а лучше « несколько, чтобы сократить время, раздают конвертики.

Если некоторые дети затрудняются в объяснении отгадки, им в помощь воспитатель привлекает других. Нужно, чтобы все дети отгадали и объяснили отгадку.

Хорошо поощрить детей чем-либо: летом — угостить репкой, морковкой, стручками, зимой —- конфетой, пряничком или подарить картинки. По окончании игры карточки вновь складываются в конвертики, и дети составляют «Письмо волшебнику». Сообщают об отгаданных загадках, просят прислать новые. Иногда дети сами загадывают загадки и ждут ответа на них.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета— темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми.

Проведение игры-беседы требует от воспитателя большого искусства, сочетания обучения и игры. Первым требованием к руководству такой игрой является определение «малых доз» познавательного материала, но достаточных, чтобы игра была интересной для детей. Познавательный материал должен обусловливаться темой — содержанием игры, а игра соответствовать возможности усвоения этого содержания без нарушения интереса детей и свертывания игровых действий. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры — вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций. Маленькие игры-миниатюры могут быть использованы и во время длительной прогулки.
Началом игры-беседы является призыв, своеобразная присказка, сложившаяся в народной педагогике: «Сядем рядком да поговорим ладком».