Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Организация бодрствования

Организация бодрствования направлена на то, чтобы способствовать всестороннему развитию ребенка. Заключается она главным образом во внимании к руководству игрой, которая начинается в первые месяцы жизни с использования игрушек, манипулирования ими. Постепенно эти действия усложняются и трансформируются в более сложные, игровые, стимулирующие развитие познавательных возможностей малыша.

Самостоятельная игра ребенка — это его естественное состояние. Если малыш в настоящий момент не занят едой, не спит, он играет. Напрасно думают некоторые родители, что игры детей — дело пустяковое, воспитывают ребенка по принципу «чем бы дитя не тешилось...». Игрушки для ребят должны быть интересны, разнообразны, доступны по своему содержанию, т. е. соответствовать их возрасту.
Научить малыша играть самостоятельно — дело непростое. С одной стороны, игры не должны быть навязаны ребенку, он должен сам найти себе дело, отвечающее его интересу, уметь занять себя, когда заняты взрослые, но, с другой стороны, когда родители свободны, они направляют игру, не подавляя инициативы ребенка.

Для детей первых 6 месяцев жизни нужны погремушки-подвески, догремушки с ручками, неваляшки разного цвета и вида, мелодично звучащие игрушки. Их рекомендуется время от времени менять, иногда убирать. Не следует вешать над ребенком одновременно большое количество погремушек. Игрушки для рассматривания следует располагать над грудью ребенка на высоте 70—50 см, в 2—6 месяцев —на расстоянии вытянутых рук (для хватания) и, кроме того, располагать их перед лежащим на животе ребенком для рассматривания. С 7 месяцев и до конца года детям нужны мисочки, ведерки с вложенными в них игрушками, кастрюльки с крышками для открывания и закрывания, кольца для надевания на руку. Игрушки разнообразные: куклы, животные, а также озвученные заводные игрушки, которые демонстрирует взрослый. Для игры следует давать ребенку игрушки в небольшом количестве (2—3 разные), учить его, как правильно ими играть. Время от времени надо менять их. Игрушки должны быть прочными, гигиеничными, без острых углов. Не следует давать мелкие игрушки, которые ребенок может взять в рот.

На втором году жизни, организуя бодрствование ребенка, необходимо расширять знакомство его с окружающим миром, учить играя, овладевать способом действий с предметами. Особенно важно обращать внимание в этом возрасте на развитие речи. С этой целью надо во время прогулки наблюдать с ребенком за окружающим, называть цветы, деревья, дома, показывать и рассматривать с ним картинки с изображением животных, транспорта, читать потешки, вызывая малыша на подражание. Книжки, соответствующие уровню восприятия детей, становятся важным средством их гармоничного развития.

Решаются также и задачи развития предметной деятельности. Действия с предметом и теперь гармонично сочетают с другими развивающими воздействиями. Ребенку для игры нужны кубики, пирамидки для нанизывания, для развития музыкального слуха рекомендуется слушание музыки, подпевание песен. Так занимаются 3—4 раза в день по 10—15 минут. Для игры надо оборудовать специальный уголок.

На третьем году жизни организация бодрствования продолжает усложняться. Появляется так называемая сюжетная игра — с куклами, набор доктора, парикмахера. Для игры со строительным материалом во второй половине третьего года жизни можно давать простой конструктор, вместе с ребенком подбирать мозаику. Книги, картинки следует давать сюжетные о событиях, близких детям (например, сказки «Репка», «Колобок», «Терем-теремок» и др.). Дети хотят рисовать, лепить; для этого следует давать пластилин, карандаши, но только под надзором взрослого, который обучает ребенка правильному владению этими предметами. Речь ребенка в течение третьего года обогащается, малыш выражает свои желания словами, он широко использует речь как форму общения со сверстниками и взрослыми, к концу третьего года употребляет некоторые грамматические формы. В этом возрасте ребенок может 2—3 раза в неделю не больше 15—20 минут смотреть детские передачи по телевизору. Но при этом взрослый должен быть рядом с ребенком, объяснять ему содержание передачи, фиксировать внимание на отдельных персонажах.

Обогащается и восприятие ребенка во время прогулок: его внимание следует фиксировать на предметах, ситуациях, о которых потом можно вспоминать и разговаривать дома. С этого возраста очень важно приучать ребенка к целесообразному порядку, так как это залог его организованности в будущем. Поэтому надо побуждать малыша к тому, чтобы он, заканчивая игру, убирал игрушки в определенное место. Убирать игрушки на свое место, приучать к порядку, аккуратности надо начинать как можно раньше. Нельзя хранить исправные игрушки в одном ящике с неисправными. И совсем хорошо, когда на глазах- у малыша аккуратно заклеивают книгу, чинят машину, куклу — все это приучает его к аккуратному обращению с вещами.

Правильно организованные игры не только способствуют развитию детей, но и создают хороший эмоциональный настрой, формируют положительные взаимоотношения между детьми, нравственное поведение ребенка.

Малыш устает длительно играть один, поэтому занятие со взрослыми является для него сменой видов деятельности, оно должно проходить в наиболее благоприятные периоды бодрствования — в первую ее половину, через полчаса или 1 час после кормления. По длительности занятия не должны превышать возможности ребенка — они зависят и от типа работы, возраста детей.

Занятия, в которых ребенок сам мало действует (например, слушает рассказ взрослого или сказку), должны быть более короткими, те же, где он разнообразно действует, где он слушает музыку, пение, а потом танцует или строит, могут быть более длительными. В начале второго года жизни ребенок может заниматься беспрерывно не более 2—3 минут, а к концу — в среднем до 7—10 минут. Игры и занятия с картинками, книгами, строительным материалом, дидактическими игрушками должны проходить за столом, сам ребенок должен сидеть в удобной для занятия позе.

В летнее время следует как можно больше использовать природный материал: песок, воду, шишки, листья, цветы, больше совершать с детьми прогулок в лес, поле, на речку, где ребенок в естественной обстановке знакомится с окружающим его миром.
Во время игр, занятий, при проведении режимных моментрв следует обращать внимание не только на развитие таких способностей, которые лежат в основе обучения: сосредоточенности, внимания, умения доводить начатое дело до конца, инициативу, активность, любознательность. Но важно развивать и такие необходимые моральные качества, как доброта, любовь к близким ему людям, животным, умению поделиться игрушкой, лакомствами, желание помочь в чем-то старшим и сверстникам, т. е. те необходимые человеческие качества, без которых ребенок не сможет в дальнейшем жить и работать.