Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Октябрь (наблюдения в природе)

 

1. Провести наблюдение за дождем. Отметить, что осенью все чаще и чаще застилают небо хмурые тучи и идет дождь.

Ходит осень по дорожке
Промочили в луже ножки
Льют дожди и нет просвета
Затерялось где-то лето

2. Узнавать овощи на вкус. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

3. Экскурсия в парк. Понаблюдать за тем, как осыпаются носики у клена. Рябина вся красная в красных кистях ягод. 

В красный цвет окрасил кисти
Куст рябиновый в бору
И пожар кленовых листьев
Полыхает на ветру

4. Последние листья слетают с деревьев. Просторно становится на участке. Народные приметы: если в октябре листья березы и дуба опадают не часто – жди суровой зимы. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.

5. Моросит мелкий, холодный дождь, грязно, сыро.

Где же солнце? Что случилось?
Целый день течет вода
На дворе такая сырость
Что не выйдешь никуда.

6. Послушать крик грачей. Почему они собираются в стаи?

Ласточки пропали
А вчера с зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

7. Провести наблюдение за сбором овощей на огороде.

Вот морковка – невеличка
Из земли торчит косичка
Носа высунуть не смеет
Под землей сидит, краснеет.

Под листочками на грядке
Огурцы играют в прятки
Дождик лишь водить начнет
Всех заметит, всех найдет.
(огурец)

Не шит, не кроен
А весь в рубцах
Без счету одежек,
И все без застежек.
(капуста)

Желтый бок, круглый бок
Сидит на грядке колобок
Прирос к земле крепко
Что это?
(репка)

Закрепить названия овощей, их форму Цвет. Закрепить знания о том какие овощи где и как растут.


8. Обратить внимание детей на первый утренний морозец. Это первый вестник зимы. Дыхнула зима морозным воздухом и покрыла землю изморозью. Понаблюдать, когда случится утренний морозец и какие овощи на грядках от него пострадают.

9. Кто живет на траве, на полянке? Куда делись все насекомые? Почему? Предложить раскопать землю на газонах и убедиться, что некоторые насекомые спрятались поглубже в землю.

10. Деревья сбросили свой наряд. Пусто и уныло.

Осень наступила
Высохли цветы
И глядят уныло 
Голые кусты

Закрепить знания о деревьях и кустарниках

11. Первый снег падает и тут же тает, земля еще не замерзла.

Мы проснулись раньше всех
Смотрим, что за чудо?
На дворе пушистый снег
Сыплет отовсюду
Ведь вчера еще черно
Было все на свете
А сегодня за окном
Снег нарядно светит.

12. Какие птицы гостят у нас на участке? Какие были летом? Где они сейчас? (закрепление знаний детей о зимующих и перелетных птицах.)

13. Наблюдение за воробьями. Рассмотреть его внешний вид, его окраску, форму. Послушать щебетание воробьев.

Воробей, Воробец
Тоненькие ножки
Прыг да прыг
Скачет по дорожке

14. Рассмотреть с детьми оставшиеся цветы (флоксы, шафран). Обратить внимание детей, что цветов стало совсем мало.