Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Формирование нравственных качеств у детей в быту

 

Задачи нравственного воспитания разрешаются и на занятиях, и в труде детей, и в играх, и в быту. Эти задачи осуществляются разными методами, приемами в зависимости от условий и возраста детей.

Важное значение в деле воспитания нравственных качеств детей имеет их бытовая деятельность. Положительным фактором здесь является возможность многократно упражняться в нравственных   поступках, иногда само­стоятельно решать, как надо поступить в тот или иной момент.

А. С. Макаренко говорил, что нашей задачей является не только воспитание правильного, разумного отношения к вопросам поведения, но и воспитание правильных привычек, когда человек поступает правильно не потому что сел и подумал, а потому, что иначе не может, потому  что он так привык.

Если мы считали, что в бытовой деятельности дети  имеют возможность упражняться в правильном поведе­нии, значит надо было предоставить эту возможность де­тям, одновременно ознакомив их с правилами поведения, ибо только в упражнениях вырабатывается привычка.

К бытовой деятельности детей можно отнести одевания и раздевания,  умывания, прихода   в дет­ский сад и т. п.

Вся эта деятельность представляет большие воз­можности для   воспитания   нравственных   качеств, но имеет и свои особенности. Точно очерченные задачи здесь труднее предусмотреть; можно ставить лишь общие за­дачи, а конкретное содержание и пути разрешения их бу­дут различны в зависимости от особенностей детей и складывающихся обстоятельств. Труднее осуществлять здесь и контроль.

Очень важно воспитать в детях самостоятельность, элементарную ответственность за свое поведение. Это возможно лишь при определенной организации жизни.

Часто в детских садах бытовые процессы проводятся фронтально: дети идут все вместе умываться, все вместе садятся за стол, выходят из-за стола, входят в спальню, выходят на прогулку. Воспитатель следит за выполнением детьми правил. Но в таких условиях у детей не бу­дет вырабатываться самоконтроль и чувство ответст­венности за свое поведение. Дети привыкают действовать только по указке.

В нашем детском саду мы отказались от такой фрон­тальности во многих бытовых процессах.

Так, например, мы отказались от общего сбора детей на умывание, на завтрак, полдник и пр. Мы только пре­дупреждали детей, что полдник или завтрак готов. Это служило сигналом к тому, что дети постепенно склады­вали игрушки, шли умываться, а затем садились за стол. Одни кончали игры скорее, другие еще задерживались. Правда, бывали случаи, что приходилось напоминать, но в этом нет ничего страшного. Те дети, которые кончали еду, выходили из-за стола и продолжали свои игры.

Конечно, труднее научить ребенка, выйдя из-за сто­ла, заняться игрой, так, чтобы не мешать товарищам есть. Труднее научить ребенка вовремя оторваться от игры, чтобы успеть со всеми сесть за стол, но такой по­рядок дает возможность детям жить по индивидуальному темпу, учит детей самоорганизации, учит считаться с то­варищами.

Мы отказались от фронтальности и в такой, момент, как выход детей на прогулку. Здесь мы основывались на доверии к детям в сочетании с требовательностью к ним.

Мы решили использовать этот момент с целью упражнения детей в самостоятельной организации своего поведения.

Мы сочли возможным разрешить детям выходить самостоя­тельно на участок (наши участки изолированы от ули­цы). Сначала мы разрешили это спокойным, более орга­низованным детям. При этом мы подчеркивали, что та­ким детям можно доверять, на них можно надеяться. Это служило стимулом к тому, чтобы другие стремились ско­рее заслужить доверие воспитателя. В то же время мы помогали детям найти занятие на участке до выхода ту­да воспитателя: разучивали игры  небольшой   подвиж­ности, потешки, словесные игры типа «Наоборот», «А ес­ли», давали такой выносной инвентарь, как кегли, кольцеброс, поручали детям отметить изменения в природе и пр.

Основываясь на положительном примере, мы доби­лись, что спустя некоторое время уже вся группа выхо­дила на прогулку самостоятельно (кроме 2 детей). Мы повели дальше детей по этому пути, чувствуя, что дан­ный прием приводит к положительному результату. Дети стали самостоятельно входить в группу после прогулки, играть небольшими группками в зале, используя там физкультурное оборудование.

Все это необходимо делать потому, что у детей развивается оценочное отношение к своему поведению, самоконтроль. Ребенок сам устанавливает, что хорошо и что плохо, ограничивает свои желания; постепенно дети при­выкают в любых условиях вести себя организованно.

В быту много возможностей для  развития трудовой заботливости, то есть такого поведения детей, когда они сами, без напоминаний воспитателя, исправляют нарушенный порядок в группе, в своем костюме, идут на помощь товарищам; у детей вырабатывается  нетерпимое отношение к беспорядку.

Такое поведение детей не приходит само собой. В  этом помогает личный пример воспитателя и няни, а также твердо установленные правила в группе, тщательный контроль за детьми, упражнения, совместная работа де­тей и взрослых, привитие детям элементарных умений и навыков бытового характера (пришить пуговицу, за­мести сор, знать места хранения всех вещей в группе).

Самое главное здесь в том, чтобы не допустить слу­чая, когда дети не замечают беспорядка.

Нужно сразу увидеть, например, что у ребенка ото­рвана пуговица, обратить его внимание на это и предло­жить пришить ее. Если он не может сам пришивать пу­говицу, предложить ему принести воспитателю коробку, где хранятся эти принадлежности.  Пришивая,  сопро­вождать свои действия разъяснением такого примерно содержания: я возьму иголку и белые нитки. Ведь пуго­вицу белую надо пришить.   А пришьем — все на место положим.

Нельзя проходить и самому воспитателю мимо бес­порядка, необходимо включаться в исправление его, а также приучать детей к этому.

Был у нас в группе мальчик Боря Г.  Он в то время только что поступил в детский сад. Я заметила, что он проходит мимо разбросанного строителя, но чувствует какую-то неловкость. Пришла ему на помощь, предло­жила вместе со мной убрать строительный материал на место. При этом указала ему, на какую полку кладут те или иные формы строительного материала. После этого случая Боря всегда помогал товарищам убирать строи­тель, и вместе с тем включился в строительные игры.

В группе должна существовать деловая обстановка, когда каждый занят делом.

Созданию такой обстановки помогает и совместная работа взрослых и детей, но не надуманная, а вытекаю­щая из повседневной жизни группы.

Это очень хорошо иллюстрировать на примерах дач­ной жизни.

Например, для группы нам нужны были легкие, пере­носные вешалки (для платьев, полотенец и пр.).

Спрашиваю детей: «Не видели ли они на кухне (а они туда ходили с няней как дежурные) длинных реек?» (объясняю это название). Знаю, что их должны были привезти. Наиболее шустрые из ребят говорят: «Видели, видели, их много там».

Продолжаю разговор: «Как бы нам 2 такие рейки пригодились. Из них можно было бы сделать вешалки для платьев, а то платья и рубашки у нас часто падают на землю, пачкаются». Дети вызываются принести эти рейки, и, как только няня собирается на кухню, они вспо­минают про наш разговор и просят ее взять их с собой.

Рейки принесли. Прошу детей принести молоток, гвоз­ди и катушки. Дети знают места хранения этих предме­тов, приносят. Начинаю прибивать гвозди с катушкой на рейку. При этом сопровождаю все свои действия объяс­нением. Дети просят разрешения помочь и заканчивают работу самостоятельно.

Другой пример: в группе не застелили скатерти на столы. Беру скатерть и прошу Иру помочь мне рассе­лить ее на столе. Конечно, я могу и сама это сделать, но моя задача — приучить к этому детей.

Развертываем скатерть, стелем. Ира идет за другой скатертью, но я ее останавливаю: надо проверить, как постлана скатерть, разглаживаю ее, сравниваю, одина­ково ли свисают края.

Подходит еще одна девочка, Шура. Предлагаю вмес­те расстелить другую скатерть. В своей работе девочки стремятся повторять мои действия.

Все это, может быть, мелочи, но на этих мелочах вырабатывается устойчивое желание сделать как следует, прийти на помощь в нужном случае.   В воспитании  моральных качеств каждая мелочь имеет большое значение. Таких примеров каждый из   воспитателей  может найти очень много в своей практике.

Большое значение в нравственном воспитании имеет трудовая деятельность детей в детском саду. Она явля­ется средством воспитания таких качеств, как самостоя­тельность, активность, желание помочь товарищу рабо­тать сообща; воспитывает трудовую заботливость, лю­бовь к труду. Труд для коллектива развивает ответст­венность за порученное дело перед коллективом.

Труд детей принимает порой коллективную форму. Такова, например, работа дежурных.

Работающих всего двое. Но все же это коллективная работа. И я хочу остановиться на том, как мы использовали этот вид труда детей для воспитания нравственных качеств.

Мы рассмотрели, какие качества  можно воспитать через этот вид труда: прежде всего самостоятельность, инициативу, трудовую заботливость, умение выполнять несложные, обязанности, умение работать в паре с товарищем, развивать чувство ответственности перед коллек­тивом, умение закончить дело в срок.

Поставив такие задачи, нужно было учитывать сле­дующее:

1. Работа дежурных должна быть действительно нуж­ной, содержать конкретные дела, иначе не будет положительных результатов: работа не даст удовлетворения детям.

2. Работа дежурных не должна заменять индиви­дуального самообслуживания детей, должна быть нужна коллективу, то есть дежурство должно сочетаться с са­мостоятельной деятельностью каждого ребенка.

3.Дежурный не должен быть в роли няни при каждом ребенке. Поясню это на примерах. Наблюдая за детьми, мы отмечали порой и нежелательные факты: выходя из-за стола, ребенок в лучшем случае задвинет за собой стул. А дежурный подходит и за каждым из детей убирает посуду!

Мы считали это неверным и изменили порядок; дежурных освободили от той части работы, которую каждый ребенок должен выполнить сам за собой. Это выглядит примерно следующим образом: дежурные накрывают на стол, кладут салфетки, раздают приборы, блюдца, сложенные в стопки, раздают во время завтрака тарелки с горячим блюдом. А каждый ребенок после еды отодвигает тарелку, складывая свою на другую, берет блюдце для кофе. Окончив завтрак, убирает чашку с блюдцем. Дежурные приводят в порядок столы.

Следовательно, здесь есть и самостоятельная работа каждого ребенка и работа дежурных для коллектива. Самостоятельная работа каждого приносит тоже пользу: ежедневно ребенок, выполняя какую-то работу для себя, упражняется в определенных навыках.

Кроме того, весь объем работы, связанный с принятием пищи, выполняется скорее по времени. А это необходимо сделать, ибо, например, через 10 минут после завтрака должно начинаться занятие, к которому нужно подготовить столы.

Мы считаем, что дежурный не должен ставиться перед детьми, быть контролером в выполнении ими каких-либо обязанностей.

Так, мы пришли к выводу, что  неправильно организовали дежурства в умывальной комнате. Дежурные проверяли качество умывания детей.

Эта проверка подчеркивала недоверие к детям, унижала их достоинство.  Дети старшей   группы, конечно, умеют чисто вымыть руки, тщательно вытереть их полотенцем, а остальными детьми может заниматься воспи­татель.

Наоборот, это же дежурство по умывальной в условиях дачи имело много положительного, так как было наполнено конкретными  делами, нужными для всего

детского коллектива: вынести вешалки с  полотенцами, налить воду в умывальники, в стаканчики для полоскания рта и т.д. На таких делах можно было воспитывать чувство ответственности перед коллективом; дежурные должны были все сделать заранее, чтобы не заставлять группу ждать.

Исходя из учета сказанного, мы сумели определить конкретные дела дежурных по столовой, по природному уголку, по подготовке к занятиям.

Для того чтобы у каждого ребенка можно было развивать нужные качества, надо было знать их индивидуальные особенности, умения в самообслуживании, в коллективной работе, а также их отношение к труду взрослых, товарищей, умение согласовывать свои действия с действиями других детей. Следовательно, вытекала необходимость составления начальных характеристик детей.

Например, Надя М. во время дежурств пытается принять роль командира, не дружит с товарищами, работающими вместе с ней. Обязанности дежурного она выполняет, но часто невнимательно относится к просьбам детей, бывает с ними резкой, отвечает грубо. Часто по собственной инициативе убирает группу, но делает это напоказ, желая получить похвалу, выделить себя из коллектива детей, видит только свой труд.

Другая девочка, Вера С., очень бережно относится к труду взрослых, когда замечает этот труд, стремится помочь, находит сама нужное дело. У Веры и дома существует благоприятная трудовая атмосфера, есть постоянные обязанности.

А вот Саша Ч. Уклоняется от труда, делает все только по требованию воспитателя, а при ослаблении контроля бросает работу.

Особо отмечаю в характеристике Бори Г. его отношение к вещам и игрушкам. Он часто замечает беспорядок,  но не умеет убрать, не знает определенного порядка уборки (он недавно в саду), потому проходит мимо беспорядка. Если воспитатель начинает убирать, Боря всегда приходит на помощь.

Очень инициативен в работе Витя М. Он работает с увлечением, горячо берется за любое поручение, каким бы оно не казалось трудным и длительным. Но при изготовлении игрушек-самоделок работу заканчивает без достаточной тщательности, быстро остывает, его интерес переключается на другое.

В совместной работе с товарищами он не уступчив, капризен, все хочет сделать сам.     Эти характеристики помогли нам лучше представить облик каждого ребенка, поставить задачи на будущее: воспитывать ответственное отношение к труду,  уважение к труду окружающих взрослых и товарищей, расширять представления об общественном значении труда.

Немаловажную роль во взаимовлиянии играет сочетание детей в пары для совместных дежурств. Хочу проиллюстрировать это на примерах.

Тома Б. и Тамара Р. работают вместе — дежурят по столовой. Уровень их умений примерно  одинаков; обе как будто работают, но делают очень много лишних движений, внимание их часто отвлекается от   порученного дела. К тому же, делают все довольно медленно. В результате с обязанностями дежурных не справляются. Что сделать?

Вначале я хотела разделить их, соединить с более организованными детьми.

Как повлияет такое разделе­ние на них? Нахожу пару дежурных: Галя К. - собранная, внимательная, целеустремленная и Слава З., своими умениями и навыками похожий на тех девочек.

Работают Слава и Галя вместе уже 3—4 месяца, но сдвигов в работе Славы не заметно. Галя почти все время работает одна, она успевает много сделать, но на­учить Славу не может.

После таких наблюдений я отказываюсь от своего на­мерения разделить Тому Р. с Тамарой Б.  Ищу другой путь. И вдруг помощь приходит со стороны детей. На­дя Ш. замечает однажды: «Ну вот, дежурные опять не накрыли вовремя столы. Уже завтрак принесли, а ниче­го не готово». Она обращается ко мне с просьбой, разре­шить помочь товарищам. Я искренне рада. И не потому, что дело все-таки сделано вовремя, но потому, что у детей появляется чувство заботливости.  Я  подхватываю Надино предложение, даю ей фартучек и обращаю на это внимание дежурных.  На эту пару дежурных такой пример подействовал положительно. Уже в обед они по­глядывали на Надю и подражали ей.

На Славу З., о котором я говорила выше, такой прием не мог произвести эффекта. К нему решила подойти ина­че. Предлагаю ему: «Слава, посмотри, как хорошо рабо­тает Галя. Давай с тобой накроем эти 2 стола, а Галя — другие 2 стола». Слава согласен. Работая под моим конт­ролем, Слава делает порученное дело более сосредото­ченно, ему почти не приходится помогать. Но это еще не самостоятельная работа. Нужны еще длительные на­блюдения, указания, помощь. Но самое главное — мы сумели найти подход к этому ребенку. Значит, положи­тельного результата можно ожидать.

А вот к Юре Е. был найден совсем другой подход. Он дежурит с Игорем М.  Юра — робкий, нерешительный, но добросовестный и аккуратный. Игорь — инициатив­ный, уверенный, энергичный, хороший товарищ. На их совместную работу приятно смотреть. Под влиянием Игоря Юра действует более решительно, смелее.

В результате все обязанности они выполняют четко, тщательно, до конца. Под влиянием Игоря Юра преодо­левает свою робость.

Так по-разному подходя к каждой паре дежурных, мы стремились, чтобы каждый ребенок участвовал в необходимой работе, выполнял ее, понимая свою ответственность перед коллективом детей, чтобы дежурства содействовали воспитанию нравственных качеств, правильных взаимоотношений.

В процессе трудовой деятельности мы оказываем детям необходимую помощь, показываем рациональные приемы.

Например, раздвигая столы вместе с дежурными, я говорю: «Первый стол мы продвинем вперед, сразу к нему стульчики поставим. А второй стол на месте останется, только стулья надо поправить и сразу можно переходить к третьему столу». Дети видят, как быстро групповая комната превращается в комнату для занятий.

Конечно, весь процесс показа приемов работы нужно тщательно обдумать, с точки зрения посильности для детей, краткости объяснения, а также стремления достиг­нуть результата, как можно скорее, экономными приемами.

Иногда мы не показывали приема работы, а предлагали детям подумать, как сделать лучше; всегда поддерживали инициативу детей, какой бы минимальной она ни была, причем делали это достоянием всего коллектива.

Применяли мы и обучение детей приемам работы. Ибо без умения работать не может развиваться желание ра­ботать, проявлять устойчивый интерес к работе.

Совершенно справедливо указывает тов. Порембская, автор исследования на тему «Бытовой труд как средства воспитания самостоятельности детей дошкольного  возраста», что «самостоятельность у ребенка  возникает и развивается в зависимости от уровня овладения трудо­выми умениями, а самостоятельность рождает не только некоторую независимость от взрослого, но  и изменяет сознание ребенка, благодаря чему формируются   новые качества личности».

Кроме того, мы использовали такие приемы, как контроль за выполнением, напоминание, оценка  работы, а также организацию коллективной работы детей. В этом  виде деятельности очень важно продумать, как  распре­делить детей в звенья для совместной работы, как учиты­вать работу каждого ребенка.

Немаловажную роль имеет и организация трудово­го процесса: рабочее место, обеспеченность инвентарем, эмоциональная окраска всего процесса.

Е. И. Радина подчеркивает, что внимание детей надо обращать на чудесные превращения в результате труда.  Это и делает процесс труда   интересным, воспитывает

стремление преодолеть трудности.

Благодаря таким методам у детей стала появляться инициатива в работе, тяготение к деловой занятости.

С уточнением и закреплением знаний об объеме ра­боты, приемов работы самостоятельность детей повыша­лась, росло чувство ответственности за порученное дело.

Дети сами стали замечать беспорядок в группе, вос­станавливать его без указаний воспитателя, устранять неполадки в своем костюме.

Область быта, к сожалению, используется в недоста­точной мере, для формирования нравственных качеств детей и мы сделали некоторую попытку в этом отношении.

Наши выводы таковы:

1) бытовая деятельность детей является очень благо­приятной для развития нравственных качеств;

2) трудовые умения и навыки, приобретаемые деть­ми, развивают их самостоятельность, активность, инициа­тиву;

3) положительным фактором в бытовой деятельности детей является возможность упражняться в нравственных поступках, порой самостоятельно решать, как надо посту­пить;

4) исходя из условий детского сада, очень полезно устранить фронтальность в выполнении детьми бытовых дел, что дает возможность детям вырабатывать самокон­троль, чувство ответственности.

Организуя дежурства в группе, надо обеспечить де­журных конкретными делами, и сочетать эти дела с ин­дивидуальной работой каждого ребенка по самообслужи­ванию.

Нужно отметить, что чем раньше в группе будет со­здана обстановка для развития нравственных качеств, тем лучших результатов можно достигнуть за 4 года пре­бывания детей в детском саду.

Поэтому теперь, работая с малышами, мы видим не­которые цели, к которым должны подвести их.

Мы надеемся, что коллектив воспитателей будет рабо­тать и в дальнейшем над решением проблемы воспитания детей в быту, что отразится положительно на всей си­стеме работы детского сада.