Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Влияние обучения на формирование личности ребенка.

Воспитание детей в детском саду — это прежде всего правильная организация жизни и деятельности детского коллектива. В процессе разнообразной деятельности де­тей, разумно направляемой воспитателем, развивается их инициатива и самостоятельность, усваиваются и осознаются моральные нормы, вырабатываются навыки поведе­ния.

Воспитателю принадлежит в этом особая роль. Он ближе всех стоит к своим воспитанникам, хорошо знает каждого из них, имеет возможность вместе с семьей фор­мировать лучшие черты личности ребенка.

Воспитатель располагает разными средствами влия­ния на детский коллектив и на каждого ребенка в отдель­ности.

Игра как важнейший вид деятельности маленького ре­бенка постоянно используется педагогами для решения задач воспитания. Многие лучшие воспитатели широко применяют игры для воспитания у детей положительных черт характера, качеств, необхо­димых для их будущей учебной и трудовой деятельности.

Труд является непременным условием полноценного развития человека на всех этапах его жизни, и период до­школьного детства не составляет в этом отношении ис­ключение. Правильно организованный труд — действен­ный фактор воспитания.

Большое влияние на формирование личности ребен­ка оказывает и обучение в детском саду. Обучение на за­нятиях способствует всестороннему развитию ребенка, подготавливает его к жизни и полезной трудовой деятельности. Правильно построенные занятия развивают умственные способности ребенка, дают ему элементарные знания, приучают творчески их применять, быть актив­ным, самостоятельным.

Обучение детей на занятиях помогает решать много­образные воспитательные задачи. В процессе передачи детям программных сведений, воспитатель не только да­ет детям представления об окружающей жизни, он вос­питывает правильное отношение к тому, что хорошо, что плохо, что можно и нужно и чего нельзя, то есть подводит детей к осознанию этических норм поведения.

Если мы в детском саду научим детей видеть и лю­бить родную природу, любить народные сказки, посло­вицы и объединять восприятие художественного слова с непосредственными наблюдениями, у детей безусловно будет возникать и расширяться привязанность к родному краю, которая потом перерастает в глубокую к ней лю­бовь. Об этом хорошо сказано в стихотворении Симонова «Родина»:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину — такую,

Какой ее ты в детстве увидал».

С расширением кругозора детей расширяются и их понятия о том великом, что зовется Родиной.

Правильно поставленное обучение помогает воспита­нию любви к народному творчеству, к нашему яркому родному языку, а через это и любви к народу.

Отдавая должное каждому средству воспитания, а они будут иметь определенный эффект только во взаимосвя­зи, мы поставили перед собой задачу выяснить, какие стороны личности ребенка больше всего формируются в процессе обучения.

Чтобы занятия могли оказать положительное воздей­ствие на детей и способствовать формированию их пове­дения, необходимо воспитателям хорошо овладеть мето­дикой обучения.

Нами был организован специальный семинар по воп­росам обучения детей на занятиях с группой воспитате­лей и заведующих пяти детских садов. Перед нами ста­яла цель — проследить, как обучение будет влиять на формирование у детей некоторых общественных понятий, черт организованного поведения и как эти понятия и черты, приобретаемые главным образом в процессе обучения на занятиях, отражаются в других видах их деятельнос­ти, в повседневной жизни.

Занятия, как организованная форма обучения, зани­мают определенное место в режиме дня каждой возраст­ной группы. Но не каждое занятие учит, воспитывает в ребенке положительные качества. У воспитателей, не владеющих методикой обучения, не понявших его значения, часто занятия  проходят скучно, мало что дают детям; ежедневно занимаясь, дети не приобретают доступных им знаний, нужных навыков и умений, у них не воспитыва­ется требуемые нормы и правила поведения. Работу семинара мы начали  с проведения и анализа контрольных занятий,  одинаковых  во всех детских садах.

Вот как прошло одно из этих занятий в старшей груп­пе. Дети получили задание выложить и наклеить по об­разцу узор из заготовленных деталей. Были даны и лиш­ние детали, чтобы дети сознательно отбирали то, что им нужно для выполнения задания. Воспитательница объ­яснила детям, что они должны делать, показала образец и предложила работать. Быстро, самостоятельно приня­лись за работу четверо детей. Трое начали работу, обду­мывая поставленную задачу: отбирают детали, сравни­вают их, располагают на бумаге. Несколько детей расте­рянно смотрят по сторонам. На вопрос, почему они не начинают работать, один отвечает: «Я позабыл, как на­до». Часть детей работает неуверенно: они выкладывают и смотрят на воспитателя, спрашивают: «А у меня так?» «А у меня хорошо?» и заглядывают в работы других детей.

Костя уже все приклеил и тут же начал отклеивать, так как у его соседки Наташи детали были расположены по-другому. При затруднениях дети не стремились сами их преодолеть, а настойчиво требовали помощи воспита­теля: поднимут руку и ждут. Когда воспитатель давал указания к работе, все дети как будто хорошо слушали. Мы были уверены, что большинство детей справятся с этим несложным заданием. Оказалось же, что только восемь детей выполнили работу, точно следуя указаниям воспитателя. Остальные допустили разнообразные ошиб­ки. В исполнении не было тщательности и аккуратности.

Еще большая пассивность мысли   характеризовала деятельность детей на занятиях по родному языку. Ког­да занимались пересказом, Люся и Лора отказались от­вечать. Не помогали и направляющие вопросы воспита­теля.  Затрудняются   в передаче содержания Маруся, Оля, Света. Шурик, не подумав, поднял руку и произнес две-три фразы, мало понятные по смыслу. Мила, пере­сказывая, отступила от текста. Дети невнимательно слу­шали товарищей, не следили за их ответами, иногда пе­ребивали. Они нетерпеливо ожидали, пока   их спросят, сердились, что их не спрашивают. Хорошо пересказали четверо детей.

Примерно таким же был результат занятий в стар­ших группах других детских садов, которые мы прове­ряли.

В процессе занятий дети слушали воспитателя, но плохо следовали его указаниям; не все могли повторить задание. У детей было мало внутренней активности; не­которые дети относились к занятиям несерьезно, не мог­ли сдерживать свои порывы, отличались болтливостью, отсутствием скромности, доброжелательности к товари­щам, не умели сразу приступить к выполнению указаний воспитателя. Все эти особенности были характерны для их поведения и в другое время: некоторые дети не знали, чем заняться, бегали по комнате, ходили из угла в угол.

Игорь взял книгу, но не посмотрев, положил обратно. Саша взял игрушку, бесцельно повертел и положил на место. Лора ходит, рассеянно смотря по сторонам. Ми­ла, дежурная, взялась было приготовлять стол к завтра­ку, но, увидев интересную игру, не закончила начатое дело и присоединилась к играющим.

Продолжая свои наблюдения за поведением детей, мы условно разделили их на три подгруппы.

Дети первой подгруппы на занятиях мало активны, во время трудовых обязанностей часто отвлекаются, не закончив одного дела, берутся за другое. В результате недостаточных знаний и умений эти дети неустойчивы и нерешительны в своих действиях. Дети второй под­группы владеют знаниями и навыками в соответствии с требованиями «Руководства», но не обладают устойчи­вым вниманием. У них нет привычки работать целена­правленно. На занятиях они активны, но отвечают часто не подумав, невпопад, отличаются рассеянностью. Они не стараются хорошо выполнить то, что им предложено. В процессе труда делают все быстро, уверенно, но до­пускают много ошибок. Полученные знания не отража­ют в другой деятельности. В играх берут на себя веду­щие роли, но долго на них не удерживаются, быстро ме­няют тематику.

Дети третьей подгруппы, которых было немного, ра­ботали на занятиях целенаправленно, хорошо выполняли свои трудовые обязанности, были активны и устойчивы в играх.

Перед воспитателями встала сложная задача — раз­рушить отрицательные привычки у детей и образовать новые положительные качества, воспитать такие черты характера и нравственные понятия, такие умения, навы­ки и привычки, которые будут необходимы детям для ус­пешного обучения в школе, для всей его последующей жизни.

Воспитателям предстояло создавать у детей стрем­ление хорошо выполнять свои маленькие дела, свои обя­занности, воспитывать выдержку, умение заниматься вместе с другими, желание участвовать в общем деле, проявлять интерес к тому, что делают товарищи, к их успехам, заниматься самостоятельно, не бояться труд­ностей, всегда доводить дело до конца, бережно обра­щаться с вещами.

Учитывая, что процесс обучения детей на занятиях содержит богатые возможности для осуществления ука­занных задач, мы стали обдумывать, как направлять де­ятельность детей на занятиях, чтобы они имели возмож­ность постоянно упражняться в усвоении и закреплении нравственных качеств. В то же время мы считали необ­ходимым уделить особое внимание развитию и в других видах деятельности детей и во всей их повседневной жизни тех черт характера, навыков, умений, которые дети приобретали на занятиях.

В начале года, когда воспитателям стала ясна харак­теристика каждого ребенка, они побеседовали с детьми о том, как вести себя на занятиях. «Вы перешли в стар­шую группу, теперь многое умеете делать сами. На за­нятиях вы должны внимательно выслушать то, о чем го­ворит воспитатель, хорошо запомнить, что и как нужно делать, когда отвечают другие дети, не перебивать их, си­деть тихо и слушать».

Пересмотрели и характер помощи детям: отказались от незамедлительной помощи, которая явно вредила им, приучали обдумывать свои действия, работать самостоя­тельно.

Показ приемов работы, четкие продуманные указания имели большое значение в формировании учебной дея­тельности, воспитывали стремление хорошо выполнить работу, самостоятельно преодолевать трудности. Детям ясен был путь, как надо действовать. Это создавало инте­рес к занятиям, позволяло активно выполнять задания.

Повышению интереса ребенка к качеству своей работы способствовала оценка выполненных рисунков, лепки, аппликаций и конструкций. В этих работах каждый ребе­нок самостоятельно решает задачу и, имея в результате готовую продукцию, может сам судить о том, хорошо ли она сделана.

Воспитатели учили детей самих оценивать работу: са­мооценка — один из важных элементов нравственного воспитания. Иногда предлагали детям сравнить свою ра­боту с образцом.

Вначале дети не могли дать правильную оценку сво­им работам, так как не всегда знали, какие требования следует к ним предъявлять. Воспитатели на конкретных примерах учили детей, как оценивать то, что сделано ими и их товарищами; постепенно отношение детей к оценке становится более критическим.

Ира внимательно рассматривает сделанный ею ков­рик, сравнивает его с образцом и наконец решает помес­тить его с неправильно выполненными работами. На во­прос воспитательницы, почему она считает свою работу неправильной, Ира отвечает: «Я немного криво наклеила треугольник». Леня также строго оценивает свою работу: «А у меня тоже ошибка: кружочки далеко друг от друга». Оля говорит взволнованно: «Я и треугольников и кру­жочков наклеила столько, сколько надо, но все они на­клеены криво. Можно мне переделать?»

Воспитатели поощряли детей, проявлявших на заня­тиях самостоятельность, стремление выполнить работу как можно лучше: «Боря меня сегодня ни разу не спро­сил, сам все сделал», «Лёня сегодня очень хорошо рабо­тал, сам увидел, что не тот квадратик надрезал, попросил другой листок бумаги и все сделал правильно. Он ста­рался, чтобы закончить работу со всеми вместе!» «Посмотрите, дети, как Надя ровно клеит домик. У нее одна стена была плохо согнута. Она не поленилась, отклеила ее, правильно согнула, и все стороны получились ров­ные».

Еще один пример: воспитательница предложила детям проверять по образцу, хорошо ли они запомнили полу­ченные указания и все ли правильно выполнили работу.

Оказалось, что из 33 детей трое ошиблись и сами обнару­жили свои ошибки.

Так мы наблюдали возрастающую требовательность ребенка к результатам своей работы. Дети стали замечать малейшие недостатки. В словесных занятиях воспитатели придерживались правила — не спрашивать того, кто выкрикивает и настаи­вает, чтобы его спросили. Постепенно дети усвоили это правило. Желающий ответить молча поднимал ру­ку. Дети поняли, что спрашивать будут и тех, кто не поднимает руки. Это активизировало внимание всех детей.

Участию всех детей в работе и сосредоточенности их внимания на занятиях по родному языку способствовали и такие приёмы, как чтение стихотворений в лицах, пере­сказывание рассказа во частям: один ребенок начинал, а продолжал другой по вызову воспитателя. Этой же цели служили наши вопросы: «Все ли рассказал Коля?» «А как бы ты. Наташа, сказала про это?» «А что еще вы зна­ете об этом?» Они побуждали всех детей размышлять. Дети научились активно слушать, были  внимательны и при ответах не повторяли  уже сказанного товари­щем.

Сравнивая на занятиях разные предметы, дети называ­ют много признаков сходства. Юра, активный, сдержан­ный мальчик все время поднимает руку, он хочет, чтобы его вызвали. Воспитательница предлагает ему ответить;

— Я не могу, — говорит Юра,— потому что я хотел сказать то, о чем сказала Марина. Мы с тобой придумали одинаково. Юра и Марина улыбаются.

— Валерик, а ты что скажешь? — спрашивает воспи­татель.

— Я хочу сказать, что Наташа придумала то же са­мое, что и Оля. Оля сказала, что стакан прозрачный. а Наташа, что через пего все видно. Это по-одинаковому.

Руководствуясь дидактическими принципами обучения, воспитатели постепенно повышали требования к де­тям как на занятиях, так и в повседневной жизни.

На любом занятии воспитатели учили детей активно ­работать, постепенно переходя от простых заданий к бо­лее сложным, от уже полученных знаний к новым, в ко­торых новые связи образовывались на основе уже за­крепленных.

От занятия к занятию мы видели, как изменяется пове­дение детей. Неорганизованность, инертность, болтли­вость некоторых детей постепенно исчезали. Стали выра­батываться способность сосредоточенно заниматься, уме­ние слушать и самостоятельно выполнять задание.

Воспитатели стремились сделать навыки организован­ного поведения привычными для детей не только на заня­тиях, но и во всей жизни. Они не выпускали из-под конт­роля поведение детей во время режимных процессов.

Алеша, медлительный во всех своих действиях, научил­ся  наконец  заканчивать работу на занятиях вместе со всеми детьми. Преодолеть эту медлительность стоило больших трудов и Алеше и воспитателям. Теперь во вре­мя обеда и завтрака Алеша так же быстро справляется с едой. Он вместе со всеми детьми быстро и аккуратно застилает свою постель, одевается на прогулку. Алеша знает, что Валентина Ивановна всегда всех видит. Вновь пришедшей Ларисе, тоже очень медлительной, он гово­рит: «Ты постарайся, Лора, один раз и успеешь кончить вместе со всеми ребятами, покушай быстрее, потом сыг­раем в шашки».

Если ребенок научился не мешать детям на занятиях, он не мешает им играть, спать, смотреть книги.

В нравственном воспитании старших дошкольников главное заключается в организации таких взаимоотноше­ний, при которых простые человеческие чувства — общи­тельность, доброжелательность, отзывчивость — проявля­ются наиболее ярко и служат источником образования нравственных представлений.

Дети расчищают участок от опавших осенних листьев: Коля предлагает работать всем вместе: «Так мы сделаем скорее и можно будет играть всем вместе». «Наташа се­годня дежурная, а у нее палец болит, я за нее сегодня растения буду поливать», — заявляет Валерий. «Давайте для малышей горку сделаем; сначала их покатаем, а потом сами будем кататься»,— говорит Юра.

Внимание детей  друг к другу, забота о товарище, культура в обращении характеризовала большинство наб­людаемых коллективов.

Пользуясь примером, показом, упражнениями, образ­но-эмоциональным словом и элементарным анализом фактов, доступных чувственному восприятию, воспита­тели формировали у детей не только нравственные поня­тия, но и соответственные привычки и навыки поведения. Самым существенным является связь нравственных пред­ставлений и привычек поведения.

Многие нравственные представления формируются в процессе обучения на занятиях.

Одно из важнейших условий, обеспечивающих воспи­тательный эффект обучения, заключается в отборе мате­риала, ценного в воспитательном отношении.

Воспитатель беседует с детьми о труде мамы. Образ­но, эмоционально дает детям понятие о том, что «мамы всякие нужны, мамы всякие важны». Показывая общест­венное значение их труда, направляет внимание детей на то, что маме надо помогать, заботиться о ней. Рассказыва­ет, чем ребенок может помочь маме. Педагог хорошо зна­ет своих воспитанников, их семьи, обсуждение идет ак­тивно.

Олег. Когда мама приходит с работы, можно быстро для нее собрать посуду к обеду, тапочки подать. Я так всегда делаю.

Света. Моя мама учительница. Она старается хоро­шо учить детей и дома приготовить уроки. Я ей тоже по­могаю приготавливать уроки.

Игорь (обращается к Свете). Как ты можешь помо­гать маме готовить уроки? Ты же не учительница.

Света. Мама сама сказала, что я ей помогаю учить уроки, потому что сижу тихо и не мешаю ей заниматься: книги смотрю или вырезываю.

Та целеустремленность, которую дети проявили на за­нятиях под влиянием обучения, положительно влияла на их поведение в других видах деятельности: дети стали более инициативны, начатое дело старались довести до конца, преодолевая при этом трудности. Особенно это сказывалось в игре и при выполнении трудовых обязан­ностей.

Мила несобранная, рассеянная девочка. В начале го­да она дежурила неохотно. Увлекшись чем-либо, с трудом берется на дежурство. Оторвавшись от любимой игры, выполняет  обязанности дежурного поспешно и небрежно.

К концу года, под влиянием всей работы детского сада у Милы появляется другое отношение к своим обязанностям. На занятиях она сдержанна, активна и дисциплинированна. Мила на опыте убедилась, что, когда она невнимательно слушает объяснения воспитателя, у нее ничего не получается. Под воздействием занятий у Милы, как и у других детей, выработалось умение действовать не как хочется, а как нужно, появилось умение быть внимательной, послушной, точной  в  выполнении  задания.

Мила и Толя дежурили по уголку природы. Наташа с группой детей затеяли игру в школу. Наташа предлага­ет Миле быть учительницей. Мила призадумалась, а по­том говорит: «Я дежурная. Когда полью растения, покормлю голубей и белку, тогда пойду играть». Наташа про­должает уговаривать: «Толя один справится!» Мила от­рицательно качает головой. Вместе с Толей они берут лейки и отправляются за водой. Возвратившись, Мила посмотрела в сторону играющих детей (в ее движениях чувствовалось некоторое колебание), но направилась к растениям и стала поливать их. Так же старательно уби­рала вместе с Толей клетки голубей и белки. И, только тогда, когда они закончили всю работу и убрали на мес­то инвентарь, Мила присоединилась к играющим.

Изменилось и отношение Лоры к своим обязанностям. В конце прогулки Лора, несмотря на интересные игры, напоминает воспитателю, что ей надо идти в группу де­журить. Воспитательница решила проверить ее, пошла в групповую комнату и увидела, что девочка усердно гото­вит столы к обеду.

В течение целого года мы наблюдали за детскими кол­лективами и вместе с воспитателями старались решать сложные вопросы формирования личности, продумывая каждое занятие, добиваясь лучших результатов.

Данные наблюдения показывают, что обучение поло­жительно влияет на всю воспитательную работу детского сада и приводит к сдвигам в развитии детей. Мы убеди­лись, что детские коллективы, казавшиеся нам ранее организованными, по существу были организованы лишь внешне, дети что-то делали на занятиях, подчиняясь авторитету воспитателя, но внутренняя активность имелась далеко не у всех детей.

Анализируя итоги проведенной нами работы, мы можем сказать, что теперь в большинстве наблюдаемых нами детских коллективов, воспитано собранное внимание детей. Они следуют указаниям педагога, слышат их, умеют активно работать.

Успехи обучения целиком определяются деятель­ностью педагогов. Воспитатели, которые хорошо усвоили методы обучения на различных занятиях, знают свой детский коллектив и ведут систематическую работу с от­дельными детьми, всегда достигают положительных ре­зультатов.

В результате правильно поставленного обучении детей на занятиях у них воспитывается учебная деятельность, навыки организованного поведения, формируются поня­тия о труде окружающих взрослых, развивается уваже­ние и правильное отношение к труду.

Приобретенные на занятиях трудовые навыки и уме­ния дети научились применять в жизни.

Подтверждаются замечательные слова К. Д. Ушинского «Так как ребенок воспитывается не по частям, а в целом и так как каждая сторона воспитания оказывает влияние на другую сторону и они сочетаются в одно це­лое, то ребенок вносит приобретенное на занятиях во все другие стороны своей жизни, в игру и в быт».