Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

 

Воспитание культурного поведения детей младшего возраста

С самого начала нашей работы мы поставили одной из задач — воспитание культурного поведения детей.

Мы стремились воспитать детей так, чтобы внешние проявления культуры, выполнение правил поведения, вежливость сочетались у них с культурой внутренней — уважением, дружелюбным отношением к товарищам и взрослым. С этой целью мы пользовались разнообраз­ными приемами, влияли на сознание детей, воспитывали их чувства, интересы, создавали прочные навыки и при­вычки поведения.

Мы, воспитатели, должны сделать все, чтобы ребенок полюбил детский сад. Важно, чтобы с первых дней он себя хорошо чувствовал, чтобы ему было там уютно и ин­тересно, чтобы ничто его не раздражало, не возбуждало.

Желая создать спокойную обстановку в группе, мы распределили игрушки и строительный материал в раз­ных местах групповой комнаты. Дети могли играть, не ме­шая другим. Малыши часто ссорятся из-за игрушек, вначале не умеют уступать их товарищу. Ссор стало го­раздо меньше, когда мы приобрели много однород­ных игрушек.

Обе воспитательницы и няня условились разговари­вать с детьми ровным спокойным тоном, который в нуж­ных случаях может быть и требовательным, но никогда не должен быть резким и грубым. Договорились, как можно меньше разговаривать между собой во время ра­боты. Попросили няню во время уборки выполнять всю работу тихо и спокойно.

Важно, чтобы переход детей от одного режимного процесса к другому был спокойным. Вначале мы просто говорил»: «Дети, идите умываться». Дети шумной толпой направлялись к умывальникам. Мы попробовали ор­ганизовать их перед умыванием по-другому: после убор­ки игрушек подзываем детей к себе, предлагаем засучить рукава — это уже действует успокаивающе, и они тихо идут умываться.

Расстановка стульев для занятий не всегда проходит спокойно, если воспитательница делает это одна. Мы ре­шили поступать так: ребенок после еды убирает салфетку на место, благодарит воспитателя и няню, ставит свой стул для занятия и идет играть. Когда все кончают есть, воспитатель предлагает детям убрать игрушки и сесть на стулья, поставленные заранее. И дети спокойно пере­ходят к занятию.

Организация еды тоже требует внимания педагога. Дети не должны садиться за ненакрытый стол и ждать, пока принесут обед. Мы договорились, чтобы няня, пока дети умываются, приготовляла все, что нужно для еды. Тогда дети завтракают и обедают спокойно и быстро.

Мы выработали несложные правила поведения детей на занятиях, во время игры, еды, одевания, раздевания, умывания, обращения с игрушками и другими вещами. Правила считали нужным ввести с первых дней пребыва­ния детей в детском саду.

Воспитателю надо неуклонно следить за выполнением установленных правил, а это требует напряжения. Зато, когда эти привычки воспитаны, работа педагога значи­тельно облегчается, он получает возможность глубже изучать каждого ребенка и влиять на него.

Постепенно мы усложняли требования, предъявляе­мые к детям. Так, вначале дети должны были аккуратно складывать салфетки. Когда они этим овладели, мы по­ставили перед ними новую задачу: самостоятельно завя­зывать салфетки, помогать друг другу.

Вначале детям предлагалось без помощи взрослых на­девать только рейтузы, постепенно приучали их самостоя­тельно надевать валенки, свитер и наконец пальто.

Усложнялись и правила вежливого обращения с то­варищами и взрослыми: приучали детей здороваться, про­щаться, благодарить за услугу, учили детей извиняться, когда в этом была необходимость, воспитывали умение вежливо разговаривать со взрослыми: не перебивать и не вмешиваться в их разговор, говорить спокойно, не крича, отвечать на заданный вопрос.

Мы старались довести до сознания детей, почему они должны поступать именно так, как мы их учим. Мы убе­дились, что уже в младшей группе можно опираться на сознание ребенка, если одновременно действовать на его эмоции.

Например, стремясь, чтобы в группе была спокойная обстановка, чтобы дети не возбуждали друг друга, мы объясняли им, что нужно разговаривать тихо: если дети будут кричать, они будут мешать друг другу, детям со­седней группы и малышам, которые находятся в  яслях рядом с ними. Им нужно много спать, их нельзя будить, они будут плакать. Напомнили, что в яслях их братишки и сестренки и нужно о них заботиться, разговаривать ти­хо. Такое эмоциональное воздействие влияет на детей. Многие из них стали разговаривать тише, а тем, кто за­бывал об этом, приходилось напоминать.

Иногда мы давали поручение ребенку остановить то­варища, который говорил слишком громко, объяснить, почему нельзя кричать. Это было полезно для обоих.

Хорошо влияло на детей поощрение. Первые дни мы часто обращали внимание всех детей на ребенка, который разговаривал тихо и спокойно, хвалили его за это и, на­оборот, порицали ребенка, который громко кричал, но тут же подбадривали: «Попробуй разговаривать тихо. По­стараешься и получится. Ведь ты большой».

За выполнением правил мы следили неуклонно и стро­го. Может быть, нас упрекнут в педантизме. Действитель­но, мы не пропускаем даже мелочи, но ведь только так вырабатываются прочные привычки. Не приводит ли та­кой педантизм к муштре, дрессировке? Мы считаем, что такой опасности нет, если мы действуем на сознание, вос­питываем желание выполнять установленные правила по­ведения.

Опыт показывает, что уже у детей младшей группы можно воспитать желание научиться самостоятельно оде­ваться, умываться, есть. Можно воспитать любовь к акку­ратности, стремление заботиться о товарищах. Важно, чтобы все это было приятно ребенку, чтобы выполнение правил не было тягостным, чтобы дети не чувствовали принуждения. Для этого мы прибегали к разным прие­мам.

Сухие нравоучения слабо воздействуют на ребенка, он быстро о них забывает, Вместо скучных нотаций мы стараемся дать объяснение в образной форме. Тогда ребенок все усваивает быстрее и легче.

Сильное воздействие оказывает на детей художест­венная литература. В воспитании у детей положительных качеств помогли такие произведения, как «Что такое хо­рошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Волшебное слово» В. Осеевой, «Станем в круг» О. Высотской.

Читать старались выразительно, меняя интонации го­лоса, говорили ласково и поощрительно о хороших по­ступках и осуждающе о плохих, чтобы детям сразу стало ясно, что хорошо и что плохо. А в конце выразительно произносили чудесные стихи:

Мальчик радостный пошел,

И решила кроха:

«Буду делать хорошо

И не буду — плохо»

Книга Маяковского вошла в жизнь группы. Когда ре­бенок поступал неправильно, мы напоминали ему, что го­ворится о таком поступке в книге «Что такое хорошо и что такое плохо». Позже дети сами стали вспоминать тот или иной отрывок. Саша ударил Лену, а воспитательница напомнила: «Саша, почему обижаешь товарища?» А пом­нишь: «Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку». Саша стоит смущенный, ему стыдно и не хочется походить на дрян­ного драчуна.

Мы придаем большое значение воспитанию вежливого отношения. Если дети невежливы, возникает много при­чин для ссор. Простой пример: ребенку нужно пройти, но ему мешают дети. Он молча пробивает себе дорогу, рас­талкивая детей. Вот кому-то сделал больно, и его удари­ли. Возникает ссора. Но если ребенок скажет вежливо: «Пропустите меня, пожалуйста» и дети вежливо рассту­пятся и скажут ласково: «Проходи, пожалуйста», то ни­какой ссоры не будет.

Мы сами старались служить примером: всегда были вежливы и предупредительны ко взрослым и детям. В воспитании вежливости нам помог рассказ Осеевой «Вол­шебное слово». Когда в младшей группе мы прочитали этот рассказ, дети слушали с вниманием и интересом. В образной, эмоциональной форме детям преподносилось правило: «Нужно всегда быть вежливым, если обращаешься с просьбой, говорить слово «пожалуйста».

В дальнейшем мы часто возвращались к «Волшебному слову» В.Осеевой. «А помнишь, - говорили мы невежливому ребенку, - одно такое хорошее-хорошее слово?» Ребенок вспоминал и исправлялся.

Запомнился один случай. Дети вышли на прогулку. К воспитателю подошел Сережа и с возмущением и обидой заявил: «Толя давно играет с лошадкой. Я ему говорю: «Поиграл – хватит. А он мне не отдает». Воспита­тельница сказала: «А ты, наверное, не так просил. Помнишь, когда мальчик грубо просил, ему ничего не давали. Вспомни, какое слово дедушка научил его говорить?» Се­режа быстро вспоминает: «Пожалуйста». «Пойди к Толе и попроси его вежливо: «Толя, дай мне пожалуйста». А потом мне расскажи, дал ли он тебе. Обязательно даст!» Сережа недоверчиво улыбается и уходит, но вскоре возвращается радостный: «Кира Николаевна, Толя дал мне лошадку. Я ему сказал: «Толя, дай мне пожалуйста, он мне и дал».

Так нам помогли книги. Хорошо, если бы создавалось больше таких произведений для самых маленьких.

В воспитательных целях мы использовали и сказки. Рассказывая, например, сказку «Лиса, заяц и петух», мы подчеркивали, что петушок хороший товарищ, он помог зайчику.

Влиял на детей и спектакль кукольного театра «Кот, петух и лиса», где в доступной форме показана дружба. Приучая детей быть дружными, мы иногда напоминаем им о петушке или котике. Дети и сами напоминали о них Друг другу.

Сережа сделал из строительного материала дом, посе­лил туда лошадку и стал играть. Подходит Саша отби­рает нужные ему для постройки кубики, снимает «кры­шу» и уносит к себе. Сережа плачет. «Ты обидел Сережу», - обращается к Саше Лена. – «Хорошие товарищи так не делают. Петушок спас котика, не оставил его в беде. А ты обижаешь товарища». А Ира добавляет: «Это бы лисичка так сделала». Саше неприятны такие сравнения. Он возвращает кубики.

В организации детей, в воспитании дружбы и товарищества помог составленный нами рассказ «О хорошем детском саде». Часто мы рассказывали детям, как были в гостях в одном детском саду и как нам там понравилось: дети там вежливые, дружные, не забывают здоро­ваться, прощаться, благодарить, предлагают взрослому стул, заботятся друг о друге — уступают товарищу  иг­рушку, ласково встречают болевшего ребенка. Мы старались рассказывать выразительно, придумывали интерес­ные подробности. Первое время сопровождали  рассказ показом, например показывали, как дети красиво здоро­ваются, как они принесли нам стулья. Ребята слушали внимательно, с удовольствием.

Играя в детский сад — в одну из самых  популярных игр малышей, — они отражали впечатления, полученные от нашего рассказа. Часто мы наблюдали, что дети в жиз­ни как бы играли в «вежливость». Им нравилось изобра­жать вежливого мальчика или девочку. Такие игровые, образные упражнения естественны для  маленького ре­бенка.

Н. К. Крупская неоднократно писала, что для воспи­тания коллективизма самое важное — совместная игра и работа, объединение на общих радостных переживаниях. «Мы должны делать ребят в наших детсадах ребятами счастливыми, думать не только о том, как вырастить из них будущих примерных школьников, а о том, как со­здать для ребят такую обстановку, чтобы детский сад был для них родным домом, чтобы их тянуло в детский сад. «Радостное детство» дает зарядку на всю жизнь».

Но чтобы сделать   ребят   счастливыми, говорит Н. К. Крупская, нужны не дорогие игрушки и лаком­ства. Нужно уважать права детей, создать для них дея­тельную интересную жизнь, дать им возможность наблю­дать природу, труд взрослых, самим работать и играть. Основное в дошкольном воспитании, по ее мнению, — воспитание умения дружно жить, играть, работать. Толь­ко таким путем достигается цель вос­питания, воспитание сознательной дисциплины, а не прос­то воспитание послушных ребят.

Мы много работали над тем, чтобы создать для детей радостную жизнь, полную интересных игр и занятий, игра помогла нам организовать детский коллектив, вос­питать у детей дружеские чувства.

У ребенка жизнь и игра тесно связаны между собой. Моральные привычки, суждения, чувства, которые вос­питываются в жизни, отражаются и закрепляются в игре. С другой стороны, у ребенка в игре появляются новые пе­реживания в зависимости от выполняемой роли. В игре ребенок подражает изображаемому лицу и переносит в жизнь многие его черты.

Ира К. была грубой, резкой девочкой, могла ударить, толкнуть ребенка, который не выполнял ее желание. Та­кой же она была в игре: не считалась с мнением товари­щей, стремилась захватить главную роль. Если дети по­ступали не так как ей хотелось, она с плачем отказыва­лась играть.

Под нашим воздействием Ира начала лучше относиться к товарищам. Мы заметили, что большое влияние на нее оказали наши рассказы. Она начала подражать «хо­рошим детям», дружелюбно обращаться с товарищами. Помогла выправить ее поведение роль «воспитателя» в игре. В этой роли Ира подражает своим педагогам и веж­ливо разговаривает с детьми.

В игре проявляются индивидуальные особенности ре­бенка, различия в характере, интересах. Отсюда много­численные столкновения, иногда обиды, ссоры. Особен­но часты такие столкновения в старшей группе. Воспита­телю удается и в этих столкновениях формировать пра­вильные отношения между детьми.

Самолюбивый, самоуверенный Саша считает, что он умнее всех, что только он может придумать интересную игру. Саша так и говорит: «Они без меня ничего не при­думают. Они не могут».

Мы старались помочь детям затеять интересную игру без Саши, дать ему понять, что другие дети не хуже, а, может быть, лучше его. Как-то дети стали играть «в театр», показывали сказку «Кот, петух и лиса».

Сначала Саша пренебрежительно сказал: «Ну и игра у них».

Я обратила его внимание на то, как интересно играют дети. Саше было досадно, ему не хотелось признать, что кто-то другой придумал игру лучше, чем он. Принять участие в игре мальчик согласился не охотно, но вскоре сам увлекся. После нескольких подобных случаев Саша стал с большим уважением относиться к товарищам.

Игра помогает преодолеть робость, застенчивость, ме­шающие ребенку войти в коллектив. Таким детям мы сна­чала давали возможность играть в одиночку, поощряя их, старались внушить уверенность в своих силах и только тогда постепенно привлекали к коллективной игре.

Таким застенчивым ребенком был Витя. Он играл один. На вопрос воспитателя, что он строит, Витя сму­щенно молчит. Воспитатель хвалит постройку. Тогда Витя говорит:  «Это  гараж». — «Как ты  умеешь хорошо строить». Вите приятно это слышать, он уже охотнее рас­сказывает, как будет играть со своей постройкой. Позже Витя уже сам иногда подзывал воспитателей и показы­вал, во что играет, но играть продолжал отдельно, а иног­да и совсем не играл — просто стоял в стороне. Нужно было приучить его играть с другими детьми.  Однажды дети играли «в детский сад». Витя издали наблюдал за ними. «Хочешь с ними играть?» — предложила Вите вос­питательница. «Нет»,— ответил мальчик и ушел. Педа­гог снова обратился к нему: «Витенька, а у нас дров нет и нечем печку топить. Наши маленькие дети хотят есть, а мы не можем им сварить обед. Дети тебя просят: приве­зи, пожалуйста, нам дров». «Привезу», — неожиданно со­глашается Витя и, взяв машину, поехал в лес за дровами. Воспитатель и дети благодарят Витю: «Вот молодец, по­мог нам». «Спасибо тебе, дедя Петя», — говорит воспита­тель. А дети добавляют: «Только у нас  продуктов  нет. Дядя Петя (так зовут того, кто доставляет в наш детский сад продукты), привезите, пожалуйста, нам хлеб, мясо, картошку и конфеты». Витя в роли дяди Пети с удоволь­ствием соглашается. У него находится много дел, и он остается играть. Когда игра закончилась, воспитатель похвалил Витю за хорошую работу. После этого он сме­лее стал включаться в игры детей, но брал на себя толь­ко рядовые роли.

Прошел веселый новогодний праздник, и дети затеяли игру в елку. Они пели, плясали. Деда Мороза у них не было. Я заметила: Витя стоит в стороне с палочкой в ру­ке и что-то напевает, видимо  изображая Деда Мороза, но выступить перед всеми детьми в этой роли не решает­ся. Я подвела его к детям: «Смотрите, к нам на праздник пришел Дед Мороз».  «Здравствуй, Дедушка Мороз», — закричали дети. Витя смутился, хотел убежать, но дети предложили «дедушке» стул, стали водить  вокруг него хоровод, петь песни. С моей помощью Витя тоже спел песню Деда Мороза.

Дети аплодировали. Потом все  поплясали вместе с ним. Эта игра доставила Вите много радости, он почувст­вовал веру в себя. В следующий раз он уже сам предло­жил быть Дедом Морозом, а  потом стал браться и за другие роли.

Предъявляя к детям требования, мы с уважением и вниманием относимся к их интересам, доверяем им.

Доверие воспитателя побуждает детей вести себя хо­рошо. Мы стараемся не опекать детей, предоставлять им больше самостоятельности. Уже в младшей группе, когда дети усвоили некоторые навыки поведения: реже ссори­лись, привыкли убирать за собой игрушки, разговаривали спокойным тоном, мы рассказали им, как живут дети в другом детском саду: там они ведут себя так хорошо, что воспитатель отпускает их одних из спальни в группо­вую комнату и дети играют спокойно, игрушки не броса­ют и не ссорятся. Им очень хорошо: оденутся они быстро и идут сразу играть — до завтрака успевают  много поиграть. Предложили детям и у нас установить такой по­рядок; воспитатели будут отпускать детей в групповую комнату одних и те, у кого хорошо получится, всегда бу­дут уходить из спальни, не дожидаясь остальных, а у ко­го не получится, он еще маленький, будет сидеть в спаль­не; когда все дети оденутся, пойдет за руку с  воспита­телем. Конечно, всем хотелось быть большими. Мы про­веряем, как дети ведут себя в групповой комнате, хвалим тех, кто хорошо, спокойно играет. Тех же, кто не оправ­дал доверия, возвращаем в спальню, а это очень стыдно.

Доверие помогло нам научить детей и в отсутствии воспитателей спокойно разговаривать, дружно играть, бережно обращаться с игрушками, быстро одеваться. Зай­дешь в группу и видишь, что дети как-то особенно подтя­нуты, спокойны и дружно играют. «Мы никому не меша­ем и играем хорошо и игрушки не ломаем, бережем»,— говорят сами дети.

Как только дети научились самостоятельно одеваться, мы начали отпускать их в спальню одних. Там они стали как-то особенно аккуратно раскладывать белье, ложиться в постель быстро, без напоминания закрывать глаза.

Доверие помогло нам и в воспитании отдельных де­тей. Саша был грубым, часто обижал детей, громко кри­чал в комнате. Его нельзя было никуда отпускать одного. Однажды мы сказали Саше, что он уже большой, и ему поручается одному сходить за бумагой для рисования в педагогическую комнату. Саша сразу подтянулся, охотно повторил, как поздороваться, как попросить бумагу, как поблагодарить.

Все это он выполнил и вернулся довольный. Воспита­тель попросил Сашу рассказать всем, как он ходил за бумагой, при детях его похвалила. С этого момента по­степенно мы стали замечать в поведении Саши изменения к лучшему.

Так, уже в младшей группе нам удалось воспитать не­которые навыки культурного поведения, приучить детей к вежливости, заботе друг о друге. Однако наши дети не были слышном серьезны и благонравны. Мы всячески стараемся не заглушать детскую резвость, жизнерадостность, в группе часто слышится веселый смех, шутки, пес­ни. Чтобы порадовать детей, устраиваем театр игрушек и шуточные игры. Иногда дети просят: «Давайте посмеем­ся!» И придумываю какую-нибудь забаву или смешной рассказ. Веселые игры, забавы дети затевают и сами.

Одни и те же дети ведут себя с разными педагогами по-разному: с одними подтянуты, аккуратны, вниматель­ны, у других шумны, небрежно обращаются с игрушками, ссорятся. Такая разница в поведения детей зависит отто­го, что к ним предъявляются неодинаковые требования. Один педагог старается воспитывать у детей нужные ка­чества и привычки, не  пропускает ни одной  мелочи, вместе с детьми радуется их успехам. Отношение воспитателя передается детям, и те с удовольствием, охотно делают так, как их учат. Другой же педагог относится к детям равнодушно, не ставит перед собой цели — создать дружный, организованный коллектив; ему безразлично, дружны ли дети, ссорятся ли они; его мало трогают их ин­тересы и переживания. У такого воспитателя никогда не будет ни дисциплины, ни порядка, ни дружбы между детьми.

Дети чувствуют атмосферу в группе, им нравится, когда в группе порядок. Если привычный порядок нарушается, они волнуются.

Никогда не забуду такого поучительного случая. В группе работала воспитательница, которая временно за­меняла основную. Как-то раз ко мне подходит Миша и говорит: «А у нас работает новая воспитательница (на­зывает ее по имени), что у нас в группе делается! … Дети шумят, кукла упала, Наташа поссорилась с Сашей …» Тут я поняла, как дети наблюдательны и как мы должны сле­дить за собой.

Мы старались в нашей работе устанавливать единст­во требований к детям, работать в полном контакте, договариваться о всех мелочах.

Каждый воспитатель должен ставить перед собой определенные задачи и неустанно добиваться их выпол­нение. Тогда у всех воспитателей будут хорошие резуль­таты и работа будет приносить радость и удовлетворение.