Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Роль отца в воспитании ребенка


В воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины. Образ­цы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты учится мужскому достоинству, «рыцарству». Эти понятия и способы поведения мальчик постигает прежде всего на примере отношения отца к женской «половине» семьи — к матери, жене, дочери. В его предупредительном, внимательном отношении к женщине проявляется понимание той важной роли которую женщина выполняет в политической и хозяйственной жизни государства.

Обязанность отца — постепенно подвести сына к пониманию, что есть силы не только мускульная, но и душевная, проявляющаяся в сдержанности, воле выдержке, смелости — во всем, что принято называть «твердостью характера». С помощью отца ребенок постепенно осознает, что быть сильным не только преимущество, но и ответственность, что превосходство физическое должно находить свое выражение в благородстве поступков.

Итак, первые уроки мужского достоинства сын получает от отца. «Папа и я — мужчины». С этого начинается мужание мальчика.

 

— Отца уважать надо! — постоянно слышит Шурик от папы. Когда была произнесена эта фраза впервые, мальчик и не помнит. Пожалуй, раньше, чем мог осмыслить ее. Уважать? Конечно, как же может быть иначе: папа самый сильный, самый умный, самый красивый.

Так думают все дети на свете.

...Шурик растет. Растут и его возможности критически мыслить, сопоставлять, оценивать. Теперь родительская аксиома — «отца уважать надо» - все чаще и чаще подвергается сомнению.

 

— А правда, что портрет Витиного отца вывешен в заводском клубе? Он ударник пятилетки? А ты?

Отец недовольно морщится:

— Ну и что? Вот в следующий раз мой портрет повесят, а его уберут, не всех же сразу!.. Неугомонный ты, Шурик!

— А Витька сказал, что тот, кто водку пьет, тот не бывает ударником! Это правда?

— Ну, раз ты веришь Витьке, то зачем у меня спрашиваешь?

А сыну хочется верить папе. Но факты неумолимы. Витин папа давно уже пришел с работы, и теперь с сыном они отправились куда-то по делам. А Шурик все еще ждет своего папу...

Наконец, он появляется. Еще издали по нетвердой походке Шурик дога­дывается, что это он.

— Заждался? Вот пообедаю, пойдем в зоомагазин за кормом для рыбок. Я же обещал!

Но мальчик почти уверен, что не будет так, как папа сказал. Будет по-другому: папа, как всегда, будет во дворе с приятелями обсуждать дела ми­нувшего дня.

Так и было.

— Ну, папа, ты же обещал...— пытается напомнить сын папе.

— Сейчас, сейчас,— скажет тот мягко, миролюбиво.

Маленький человек, зависящий от желаний и поступков взрослого, ещё долго стоит рядом и ловит взгляд отца. Наконец, он посмотрел на сына и удивленно спросил:

— Ты все еще здесь? Иди домой. И чтобы без разговоров! Отца уважать надо! «Да... Малыш был прав в своих опасениях: сегодня все повторилось, как вчера, а завтра будет, как сегодня. А потом бунт сына:

— Да-а-а! Ты только все обещаешь! Вот Витин папа (с некоторых пор эталоном отношений ребенка и взрослого для Шурика стали Витя и его папа) с Витей гуляет! А ты со мной никуда не ходишь...

Упрек, конечно, справедлив. Это понять нетрудно даже отцу Шурика. И другой пример о роли отца в семье.

Семья, где растут семилетняя Наташа и ее старший брат Дима, не первый год отправляется путешествовать по Волге. «Мы — самодеятельные туристы»,— с гордостью говорят ребята. Лодочные маршруты вдоль живо­писных берегов, жизнь в палатке, песни, игры, обеды у костра, веселье, шутки — все это оставляет столько впечатлений, что их хватает до следующего отпуска! Застрельщиком туристских путешествий в этой семье является отец.

Дети видят, что их папа в приятных хлопотах и заботах о семье, самое ответственное, от чего зависит настроение и быт путешественников, на его плечах. Он — самый активный организатор, носильщик, повар, капитан, затей­ник, фотограф, следопыт... Двадцать четыре дня все вместе! А сколько это составляет счастливых часов! Дети видят, как папа внимателен к маме, к ним самим, их затеям.

Для этой семьи характерны положительные эмоции: даже разногласия принято решать спокойно, по-деловому. А случающаяся иногда вспыльчи­вость матери как-то остается незаметной для детей благодаря тому, что отец умеет по-мужски быть сдержанным, где необходимо промолчать, с присущим ему юмором нейтрализовать отрицательные эмоции.

Отец учит детей проявлять заботу и внимание друг к другу и к старшим членам семьи. К каждому его слову прислушиваются дети. «Сам папа сказал!», «Спрошу у папы», «Не могу, папа не разрешил», «Он позволил».

Вот многие мотивы, которыми руководствуются брат и сестра в своих поступках.

Дайте оценку поведения отца Шурика, почему он утрачивает авторитет в глазах сына?

Сделайте предположение, как это может сказаться на воспитании ребенка. Почему, по вашему мнению, высок авторитет отца Наташи и Димы? (Сравните дейст­вия обоих отцов как воспитателей собственных детей.) В чем вы видите воспитатель­ное значение общесемейного отдыха? Как вы проводите свой отпуск и свободное время, вместе со всей семьей? Что это дает вашим детям?

Важно подчеркнуть

Успех воспитательного влияния отца зависит от его авторитета в семье. Пока дети малы, любое распоряжение отца, любой его поступок восприни­мается ими как самый справедливый. В этом и сила, и опасность (если пример отрицательный), так как маленькие дети склонны к подражанию. Но, подра­стая, дети делают «переоценку ценностей». Как будет воспринимать ребенок родительское слово, если отец пообещал и не сделал; или: отцу можно посту­пить так или иначе, а сыну или дочери нельзя, к себе требует от них уважения, а своими поступками его зачеркивает. Некоторые родители добывают автори­тет у ребенка мелкими подачками, уступками, чтобы расположить его к себе. «Авторитет подкупа — самый безнравственный вид авторитета,— го­ворил А. С. Макаренко.— Разумеется, в семье тоже возможно некоторое поощрение, нечто похожее на премирование; но ни в коем случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям».

«Действительный авторитет основывается на вашей гражданской дея­тельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание»,— утверждал А. С. Макаренко.

Авторитет родителей в семье необходим, и строить его следует в основ­ном на внимании к детям, к их жизни.