Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Беседа с родителями. Сверхподвижные дети. (автор Е.Агаева)


Коле не сидится на месте. Он то и дело вскакивает со стула и тут же снова садится. Карандаш в его руках все время меняет положение: только что он выводил кабину реактивного самолета — и вдруг подскочил грифелем кверху, норовя угодить Коле в глаз. По скорости Колиных движений кажется, что он все делает очень быстро, но на самом деле... все остается недоделанным.

«И вот так всегда,— жалуется мать мальчи­ка.— Никакого с ним сладу нет. Минуту не посидит тихо, спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет и в угол поставит — а толку чуть. Сразу из угла убегает. А в садике как безобразничает — особенно когда тихий час — прыгает, петухом кричит, подушками в ребят кидается. В общем, хулиган».

К сожалению, Коля не единственный в своем роде ребенок. Таких довольно много, и воспитывать их трудно, особенно в коллекти­ве. Но надо отметить, что приклеивать к этим детям ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т. п. — не их вина. Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в неподвижности они не в состоя­нии.

Повышенная подвижность — или, как ее называют врачи, двигательная расторможенность — во многом врожденная особенность, определяемая типом протекания нервных процессов человека. Недаром матери расска­зывают о том, что их дети еще в младенческом возрасте были активнее других малышей. Но это не значит, что воспитательные воздейст­вия не нужны или бессильны. Напротив. От воспитания зависит, во-первых, то, в какой степени у ребенка проявится повышенная активность — разовьется максимально или будет смягчена. Во-вторых — направится ли активность ребенка в такое русло, где она не только не помешает, но будет способствовать успешному развитию личности, или она проявится хаотически, дезорганизуя деятель­ность малыша.

Представим себе два варианта воспитания.

Вариант первый.

Ребенка непрерывно одер­гивают, наказывают за чрезмерную непосед­ливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в самом затруднительном положении: он при всем желании не может действовать так, как хотят взрослые. Протест ребенка часто выра­жается в намеренном игнорировании указа­ний взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком устойчивая, расшатыва­ется еще сильнее, что вызывает... повышение двигательной расторможенное.

Вариант второй.

Родители, учитывая осо­бенности своего сына (или дочери), стараются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются после­довательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребен­ка. Учат выполнять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем — все более длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями — благодаря их частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и «усидчиво». Увлекают ребенка таким делом, в котором находят применение его живость и активность (напри­мер, спортивными играми, требующими быст­роты и подвижности).

Наверное, можно не уточнять, какой тип воспитания мы советуем родителям сверхподвижных детей. Остается добавить, что этот — второй путь — нелегок. Он требует большой выдержки и настойчивости. И еще одно. Детей с повышенной активностью и возбудимостью следует регулярно показывать врачу-невропа­тологу — рекомендации квалифицированного врача могут оказаться очень полезными.