Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Подготовка детей к самостоятельной деятельности. (авторы И.Кононова, Н.Ежкова)

Старший дошкольный возраст.


Умение организовать самостоятельную деятельность раскрывается и конкретизируется в комплексе органи­зационных (или общих) и специальных умений. Орга­низационные умения имеют широкую сферу примене­ния, используются в процессе выполнения всех видов самостоятельной деятельности и подразделяются на уме­ние ребенка определить цель деятельности, спланиро­вать, реализовать намеченное, умение осуществить само­контроль и самооценку. Все организационные умения тесно связаны между собой и в своем единстве обра­зуют способ выполнения деятельности.

Специальные умения формируются и находят приме­нение в рамках одного вида деятельности, например в аппликации умение вырезать формы путем склады­вания бумаги пополам, «гармошкой», использование при­ема обрывной аппликации и др.

Практика показала, что в процессе занятий воспита­тель учит детей ставить цель, планировать, выполнять контрольно-корректировочные действия. Но в этом слу­чае общие способы действий формируются в ходе реали­зации содержания конкретного занятия и не осознаются детьми как обязательные компоненты любой деятель­ности.

Сформированные специальные умения также большей частью не переносятся в самостоятельную деятельность.

Результаты обследования детей методом хронометри­рования показали, что в свободное от занятий время деятельность большинства старших дошкольников отли­чалась бедностью содержания и малой результатив­ностью. Активность детей часто выражалась в отдель­ных бесцельных действиях (беспорядочный бег по груп­пе, хаотичные удары по металлофону и пр.). Подражая друг другу или реагируя на шум, крики, дети легко «отходили» от первоначальной цели, переключались на другие виды деятельности, не завершая начатого. Во из­бежание этого должно помочь руководство взрослого, направленное на расширение у детей необходимых зна­ний, актуализацию их личного опыта, создание поло­жительного эмоционального настроя, на побуждение к целесообразной полезной занятости.

В данной статье мы остановимся лишь на подготовке старших дошкольников к самостоятельной деятельности.

Работу по подготовке детей к само­организации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направлен­ных на развитие желания и умения само­стоятельно лепить, рисовать, конструи­ровать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной дея­тельности, умения самостоятельно орга­низовывать различные игры. Осуществ­ляются эти занятия не реже одного раза в квартал, а содержание умений, форми­руемых в процессе их проведения, долж­но соответствовать программным требо­ваниям.

Приведем пример. Перед окончанием занятия по аппли­кации воспитатель обращает внимание детей на стол, где разложены цветная бумага, клей и пр. Напоминает, что вы­полнять аппликацию можно не только на занятии, но и в свободное время. Активизируя знания и умения, усвоен­ные ранее, педагог создает ситуации поиска вариантов реализации замысла.

В свободное от занятий время реко­мендуется акцентировать внимание де­тей на необходимости определенной по­следовательности организационных дей­ствий. Для этого можно использовать серии картинок, на которых зафиксиро­ваны осуществляемые в определенном порядке основные (ключевые) организа­ционные действия.

Приводим фрагменты занятий, в кото­рые включены элементы подготовки старших дошкольников к самоорганиза­ции самостоятельной деятельности.

 

Лепка.

В конце занятия воспитатель предла­гает детям поставить работы на заранее приготовленный поднос. Говорит: «После занятия вы можете еще раз рассмот­реть выполненные работы, а если есть желание, вылепить что-нибудь. Обратите внимание: на полке лежит глина, пласти­лин разных цветов, стеки, тряпочки, кле­енка, дощечки, на которые можно поста­вить сделанные фигурки. Ребята, а что бы вам хотелось слепить в свободное время? (Выслушав ответы детей, педагог может уточнить последовательность соз­дания той или иной поделки, по мере необходимости дополнить ответ.)

Чтобы помочь вам самостоятельно заниматься лепкой в свободное время, я вывешу картинки, на которых изображен мальчик Петя. (Воспитатель прикрепля­ет картинки, сопровождая каждую объ­яснением.) На первой картинке вы ви­дите мальчика, стоящего около полки: он отбирает предметы, необходимые ему для создания задуманной «скульптуры» (постановка цели); на второй — Петя сидит за столом, где разложены отобран­ные материалы, а в верхней части нари­сован вопросительный знак (планирова­ние работы); на следующих трех картин­ках изображен Петя, выполняющий леп­ку, рассматривающий сделанную фигур­ку и складывающий на место материал (исполнительская часть деятельности с использованием самоконтроля); на по­следней картинке мальчик показывает выполненную работу воспитателю и де­тям (самооценка)».

 

Формирование умения организо­вывать сюжетно-ролевые игры.

Такую работу можно провести в пер­вой половине дня на занятии по озна­комлению с окружающим или во второй половине дня в ходе игры «Больница» (с подгруппой детей).

Воспитатель. Сегодня к нам в гос­ти пришел Петрушка. Он веселый, озор­ной и очень любит играть. Давайте пока­жем ему наши игрушки и расскажем, как мы с ними играем. Кто хочет рас­сказать?

(Ответы детей по желанию. Для уточ­нения и дополнения педагог побуждает высказываться всех остальных.)

Видишь, Петрушка, сколько у нас иг­рушек? Какую игру ты хочешь нам пред­ложить?

Петрушка (роль исполняет педа­гог). Мне бы очень хотелось поиграть в «Больницу».

Воспитатель. Давайте покажем Петрушке, как играть в «Больницу». Кого нам нужно выбрать? (Ответы детей.) Понятно, Петрушка? Сначала нужно вы­брать врача, медицинскую сестру, апте­каря, «больных». (Необходимо подчерк­нуть важность каждой роли.)

Петрушка. Мне так хочется по­смотреть на врача, медицинскую сестру, аптекаря! (Педагог вызывает детей по желанию, предлагает им одеться в соответствии с выбранной ролью.)

Воспитатель (обращается ко всей группе). Посмотрите, правильно приго­товились ребята к игре? Ничего не за­были? (Ответы детей.)

Петрушка. Как интересно! Теперь я вижу: это — врач, это — медицинская сестра, а это — аптекарь.

Воспитатель. Петрушка! Это еще не все. Игра только начинается. Слушай внимательно, сейчас дети расскажут, что должен делать врач. (Ответы детей. Воспитатель может показать одно-два новых игровых действия.)

Далее аналогично раскрываются игро­вые действия медицинской сестры, апте­каря, больных. Кроме того, можно ввести новую роль, например регистратора и др., подробно объяснить значение этой роли и возможные игровые действия.

Петрушка. Я тоже буду играть! Я хочу быть медицинской сестрой, что­бы выписывать рецепты!

Воспитатель. Может медицин­ская сестра выписывать рецепты? (От­веты детей.)

Петрушка. Тогда я буду аптекарем, буду делать уколы, ставить градусники больным!

Воспитатель. Правильно говорит Петрушка? (Ответы детей.)

Петрушка. Я все перепутал. Но теперь хорошо запомню, что у каждого свои обязанности. Я рад, что многое узнал и научился играть в больницу.

Педагог предлагает посмотреть «теле­фильм», рассказывающий о том, как под­готовиться к игре в «Больницу» и как играть. Ставит игрушечный телевизор и показывает картинки, на которых изо­бражены действия различных персона­жей (демонстрация картинок сопровож­дается объяснением).

Кинолента представляет собой широ­кую бумажную ленту с картинками, от­деленными друг от друга полосой. На первой изображены дети, стоящие около полки с игрушками (определение замыс­ла); на второй — дети, одевающиеся для игры в «Больницу» (распределение ро­лей); на третьей — шестой картинках показаны характерные ролевые дейст­вия: врач выписывает рецепт, медсестра ставит больному градусник, аптекарь, стоя за прилавком, продает лекарства, медсестра сидит у кровати больного (по­сещение на дому); на последней«картинке изображены дети, убирающие все атрибуты игры на место.

Самостоятельность предполагает ис­пользование вариативных действий, раз­нообразных ситуаций. Поэтому до­школьникам следует подсказать, что разыгрывать действия можно по-разно­му, в зависимости от того, например, где находится кукла-пациент: в больни­це, дома, в поликлинике.

Киноленты можно удлинять, показы­вая новые игровые действия, необходи­мые по сюжету.

В конце занятия Петрушка прощает­ся с детьми и уходит.

 

 

Развитие умения организовывать в свободное время дидактические (настольно-печатные) игры.

Такую работу можно проводить в пер­вой половине дня на занятии по озна­комлению с окружающим или по под­группам во второй половине дня.

Воспитатель обращает внимание детей на Петрушку, который сидит недалеко от коробок с играми.

Петрушка (роль исполняет педа­гог). Здравствуйте, дети! Я сидел на пол­ке и рассматривал разные коробки. Ка­кие они яркие, красочные! Очень хоте­лось бы узнать, что в них лежит. (От­веты детей. Воспитатель достает с полки игры, ставит их на стол.)

Вот здорово! Сколько разных игр! Хо­рошо бы научиться в них играть. Мож­но так интересно и увлекательно про­водить время!

Воспитатель. Давайте поможем Петрушке, научим его играть в разные игры. Но сначала разложим игры та­ким образом: на этот стол положим те, в которые может играть один ребенок, а на этот стол — те, в которые можно играть вдвоем или целой группой. Кто хочет разложить игры? (Вызывает детей по желанию. Проверяет пра­вильность выполнения задания.)

Петрушка. Сначала я хочу научить­ся играть один. (Педагог сажает Пет­рушку за стол с играми для индивидуаль­ного пользования.)

Воспитатель (открывает одну ко­робку). Кто научит Петрушку играть в эту игру, расскажет, как правильно ею пользоваться? (Ответы детей по же­ланию. Педагог должен обратить осо­бое внимание на правила игры и возмож­ные игровые действия.)

Аналогично обсуждаются остальные индивидуальные игры (по усмотрению педагога).

Затем следует перейти к обсуждению совместных игр, при этом Петрушка пе­ресаживается за другой стол.

Петрушка. Сколько разных игр я узнал, научился в них играть. Оказы­вается, в каждой игре есть свои правила, которые нужно обязательно соблюдать.

Воспитатель. Я принесла вам кар­тинки, которые мы поместим в уголке для игр. Когда вы захотите поиграть самостоятельно или с товарищем, по­смотрите на картинки, и они вам помо­гут. (Первая серия картинок: мальчик стоит у полки, думает, какую игру взять (сверху нарисован вопросительный знак); кладет игру на стол; играет; уби­рает игру на место.

Вторая серия картинок: девочка стоит у полки с играми, выбирает (сверху — вопросительный знак); кладет игру на стол; зовет мальчика; сидят за столом — играют; убирают игру на место.)

Петрушка. Ребята, я приготовил вам сюрприз! Хочу подарить новые  иг­ры (показывает).

Воспитатель. Спасибо, Петрушка! Ты очень много радости доставил детям своими подарками.

Петрушка прощается и уходит.

В результате внедрения в практику предлагаемой методики значительно по­высился уровень умения детей органи­зовывать свою самостоятельную дея­тельность. Они научились заранее гото­вить все необходимое для реализации замысла, разными способами осуществ­лять задуманное, самостоятельно прео­долевать трудности, переносить усвоен­ные способы действий в другие ситуации.