Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Конспекты занятий по экологии для детей старшего дошкольного возраста

(автор Л.Гуральчук)


Формирование экологической культу­ры, фундамент которой составляют знания о природе и практические уме­ния по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольно­го воспитания и образования, так как прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней надо именно с этого возраста.

Предлагаемые конспекты занятий по экологии призваны решать и образовательные, и воспитательные задачи: их основная цель — заложить основы нравственного отношения к природе и дать элемен­тарные знания о ее представителях (внешний вид, образ жизни и т. д.).

Практически все занятия построены в форме эвристической беседы, т. е. постановка проблемной задачи и ее решение происходят в процессе совме­стной беседы воспитателя и детей, что дает детям возможность учиться срав­нивать, анализировать, использовать уже имеющиеся у них знания — словом, развивает логическое мышле­ние. Задача воспитателя — разъяснить, дополнить, вовремя направить ход размышлений дошкольников в нужное русло.

Мы убеждены, что задачи, которые мы ставим в процессе экологического вос­питания дошкольников, можно решить только на основе принципиально новых отношений между воспитателем и деть­ми — отношений сотрудничества, парт­нерства, обоюдного учета желаний и ин­тересов друг друга. Так, тема следующего занятия обязательно обговаривается с детьми, а ход занятий лишь намечается воспитателем и, как и последователь­ность занятий, может быть изменен в соответствии с тем, как дети подходят к решению предложенной им проблемной ситуации, логической задачи и т. д.

На занятиях широко используются загадки, пословицы, литературные про­изведения, а также наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии, слайды, грампластинки).

Наши занятия предусматривают обя­зательные домашние задания, которые дети выполняют вместе с родителями (подобрать иллюстрации, прочитать книгу и т. д.). Домашние задания необходимы, чтобы на следующее за­нятие, тема которого согласована с детьми, они пришли с определенным запасом знаний.

Занятия проводятся два—три раза в месяц с сентября по май. Их длитель­ность зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, направ­лять детей к поиску ответа на постав­ленные перед ними проблемные зада­чи, а также от степени подготовленно­сти детей к самостоятельной познава­тельной деятельности.

Перед тем как приступить к заняти­ям, необходимо провести предвари­тельную беседу. Ее цель — мотивиро­вать «открытие» нового для детей тема­тического цикла, условно называемого устным журналом «Удивительные стра­нички»: договориться о том, что к занятиям они будут готовиться вместе (подбирать картинки, фотографии, чи­тать, обсуждать то, что увидят во время прогулок и т. д.), выполнять домашние задания, а помогать им будет постоян­ный персонаж их журнала — дедушка Знай.

 

Конспект занятия по экологии на тему "Кое-что о муравьях и пчелах"

Цель. Познакомить детей с насеко­мыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты).

Материал. Иллюстрации, изображаю­щие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получе­ния меда; кора и листья, поврежденные насекомыми.

Ход занятия.

Воспитатель. Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? (Ответы детей. Показ рисун­ка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья.) Из каких частей  состоит тело муравья?

(Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.) А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изобра­жающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утвер­ждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрач­ные крылышки.)

Воспитатель загадывает загадку («Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом») и приступает к беседе по вопросам:

Где живут муравьи?

Из чего они строят муравейники?

Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него?

Что находится внутри муравейни­ка?

Чем питаются муравьи?

Почему муравьев называют «санита­рами леса»?

После беседы воспитатель читает рассказ И. Никитского «Муравьи» и задает детям следующие вопросы: как муравьи находят дорогу домой? Как они распределяют между собой обязан­ности? Что произойдет, если в мура­вейник попадет «чужой» муравей?

Воспитатель читает письмо от де­душки Зная: «Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллио­нов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!»

После музыкальной паузы начинает­ся вторая часть занятия.

Воспитатель (показывая любой цве­ток). Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы де­тей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит? (На видное место выставляется графиче­ская модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель до­полняет и уточняет их рассказы.) Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются.

Затем воспитатель показывает листья и кору, поврежденные насекомыми, и задает следующие вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные?

Воспитатель. Все в природе взаимо­связано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если ис­чезнут муравьи.

В конце занятия вместе с детьми воспитатель повторяет, как можно от­личить насекомое от других живых существ, формулирует правило поведе­ния: «Нельзя ловить насекомых, разо­рять муравейники, осиные гнезда и т. д.»

В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползаю­щий, летающий мир»).

 

Конспект занятия по экологии на тему "Крылатая радуга"

Цель. Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапив­ница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать сло­варь (усики, маскировка, хоботок, ма­товый).

Материал. Картинки с изображением бабочек; схема развития капустной бе­лянки; живая гусеница.

Ход занятия.

Воспитатель. Каких бабочек вы знае­те? Где их чаще всего можно встре­тить? Для чего они летают от одного цветка к другому? (Ответы детей.) Чтобы правильно ответить на послед­ний вопрос, можно воспользоваться рассказом дедушки Зная.

«Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. Длинные хо­ботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, не забы­вают: то раскроют крылышки, то за­кроют... «Полюбуйтесь, какая я красот­ка!» Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травинку, сложит крылышки — и нет ее! Слилась с корой или зеленью, замаскировалась. И знаете что еще? Есть не только дневные бабочки — некоторые их виды даже по ночам не спят, все работают».

А теперь подумаем вместе. Чем пи­таются бабочки? Как они собирают сладкий нектар? Как маскируются? От кого скрываются?

Потом воспитатель, спросив, как до­казать, что бабочка — насекомое, и выслушав ответы детей, предлагает им рассмотреть схему развития капустной белянки и составить по ней рассказ. Помочь детям найти правильное реше­ние поможет рассказ К. Ушинского «Капустная белянка».

«Мальчик поймал на огороде белень­кую бабочку и принес к отцу.

— Это капустница, — сказал отец, — если их разведется много, то пропадет наша капуста.

— Неужели эта бабочка такая жад­ная? — спрашивает мальчик.

— Не сама бабочка, а ее гусеница, — отвечает отец, — бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы. Гусеница очень прожорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается кукол­кой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике».

Воспитатель. А вот настоящая живая гусеница. Она превратится сначала в куколку, потом — в бабочку. И вы все это увидите сами. А теперь, используя те знания, которые вы получили из рассказа К. Ушинского, и опираясь на схему, расскажите о том, как появля­ются наши крылатые радуги — бабоч­ки. (Ответы детей.) Знаете, о какой бабочке идет речь в этом рассказе-за­гадке? «По крапивным зарослям порха­ет  красавица.  У  нее  темно-красные крылья, а на них золотые и черные узоры». Правильно, это крапивница, или шоколадница. Как вы думаете, почему ее так называют? А почему осенью бабочки исчезают? Почему у них крылья с внешней стороны яркие, а с внутренней — матовые? Для чего бабочке усики-антенны?

В конце занятия подвести итог: что же интересного мы узнали о бабочках?

В свободное время рассказать детям о том, что некоторые бабочки соверша­ют очень дальние перелеты (например, странствующий монарх), некоторые почти исчезли и занесены в Красную книгу (в том числе аполлон). Наблю­дать за гусеницей капустницы.

 

Конспект занятия по экологии на тему "Лесные жители"

Цель. Познакомить детей с дикими животными; дать представление о том, что такое млекопитающие животные; научить классифицировать их по осо­бенностям пропитания: травоядные, грызуны, хищники, всеядные; расска­зать о лосе, рыси, белке (внешний вид, повадки, среда обитания): подвести к осознанию взаимосвязи живой и нежи­вой природы. Активизировать словарь (млекопитающие, травоядные, грызу­ны, хищники, всеядные, копыто, обо­няние, грациозный).

Материал. Иллюстрации, изображаю­щие лося, рысь, белку; их следы на снегу.

Ход занятия.

Воспитатель. Дедушка Знай, узнав от меня, что эта страничка нашего журна­ла будет посвящена различным живот­ным, прислал рассказ, который помо­жет вам ответить на мои вопросы. (Читает рассказ Ю. Дмитриева «Лесные малыши».)

«В нашей стране очень много лесов. Растут они на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники, разные травы. Бывают леса большие, а бывают ма­ленькие.

Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Лось большой. Медведь тоже большой. Волк — поменьше, но тоже большой зверь. Заяц — маленький. А мышка — совсем маленький зверек.

Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других — коротенькие; у одних есть рога, а у других нет; у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны.

Одни животные едят листья и траву. Они так и называются... (Дети должны сами назвать слово «травоядные»). У всех травоядных на ногах копыта.

Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам: грибы, шишки, корешки разные. Поэ­тому все они — и зайцы, и белки, и мыши — называются грызунами.

А вот рысь и волк не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных. (Как можно назвать этих зверей? Воспитатель помогает детям найти ответ — хищники.)

Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины — ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел — с большой охотой будет есть мед. Очень уж любит мед косола­пый мишка! А нет малины или меда — будет отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений. И научит этому своих малышей медвежат.

Дикая свинья — кабаниха — научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих котят охотиться.

Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, ма­мы кормят их молоком. Вот почему все — и травоядные, и хищники, и грызу­ны — млекопитающими называются».

Воспитатель. А как вы бы назвали животного, который питается всем? (Всеядным.) Какого зверя из рассказа можно отнести к всеядным? Как назы­ваются животные, питающиеся травой? А на кого охотятся хищники? Каких хищников вы знаете? Почему белку и зайца называют грызунами? А теперь подумайте: какие зубы должны быть у

травоядных, хищников и грызунов? Почему?

Воспитатель показывает детям кар­тинки, на которых изображены лось, рысь, белка и следы этих животных на снегу, и предлагает решить логическую задачу «Найди хозяина» (кому какие следы принадлежат и почему).

Далее проводится игра «Что я знаю и чего не знаю о диких животных» в форме беседы, в ходе которой высказы­вания детей чередуются с дополнения­ми и уточнениями воспитателя. В результате выполнения домашнего за­дания и сведений, сообщаемых воспи­тателем, дети должны находить ответы на следующие вопросы:

Почему лося называют сохатым?

Зачем лосю длинные ноги и раздваи­вающиеся копыта?

С каким домашним животным мож­но сравнить лося и почему?

Как выглядит малыш-лосенок?

Чему его учит мама?

Чем отличается рысь от домашней кошки?

Что между ними общего?

Какими появляются на свет детены­ши рыси?

Чему и как учит их мать?

Как охотится рысь?

Как выглядит белка?

Почему о ней говорят, что она резва и непоседлива?

Что помогает белке прыгать на боль­шое расстояние?

Зачем белке пушистый длинный хвост?

Почему белка запасает корм на зи­му?

Где живет белка?

В конце занятия воспитатель подво­дит итог: дикие животные сами о себе заботятся, они всем образом жизни приспособлены к месту своего обита­ния, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они добывают. Да, дикие животные могут жить без чело­века, но человек должен помнить: в его силах не разрушать их дом — лес.

В свободное время можно продол­жить чтение рассказов о диких живо­тных и через некоторое время еще раз провести игру «Что я знаю и чего не знаю о диких животных».

 

Конспект занятия по экологии на тему "Растения, которые лечат"

Цель. Познакомить детей с лекарст­венными растениями (как выглядят, где растут, каковы лечебные свойства); дать понять, что разным растениям нужны неодинаковые условия (свет, влага) для роста. Активизировать сло­варь (луговые растения, водоем, тысячелистник, мята, ромашка, поповник).

Материал. Иллюстрации с изображе­нием кувшинки, мяты, тысячелистни­ка, ромашки, поповника, подорожника, смородины, малины, земляники; засу­шенные растения и их части.

Ход занятия.

Воспитатель. «Еду я во чисто поле. А во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава, одолей ты злых духов, людей: лихо бы на нас не думали, скверно не мыслили, отгони ты, чаро­дей, ябедника», — так говорил в давние времена русский купец Афанасий Ни­китин, отправляясь в долгий путь, за три моря, в сказочную Индию. Вы знаете, что такое одолень-трава? (Пока­зывает иллюстрацию.) Оказывается, это хорошо известная вам белая кув­шинка, которая растет... (Правильно, в водоемах.) Посмотрите на картинку и скажите: может кувшинка расти на лугу? Конечно, нет. Она приспособлена к жизни на воде. (Дети стараются объяснить как.) Наши предки верили, что кувшинка спасает человека от раз­ных бед и напастей. Знали, они и полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травя­ными бальзамами и настоями, чай пили из разных трав. Вот и мы с вами приготовим сейчас не только вкусный, но и полезный чай — заварим вот эти листья (показывает засушенные листья малины, смородины, земляники и про­сит детей определить, что это за листья). И добавим в наш чай души­стую мяту. Рассмотрите ее, понюхайте... Как пахнет! А растет по опушкам, в зарослях кустарника. Мы зальем наши растения кипятком и настоим чай. Пробовать будем после занятия.

А чем хорошо лечить разбитые ко­ленки? Зеленым битом, который на­зывается... (подорожник). Почему это растение так называется?

А если горло заболит? Лучший док­тор — отвар из луговой лекарственной ромашки. А сможете вы отличить ее от обычной, лесной, вторая никого не лечит, а называется поповником? (По­казать картинки, засушенные растения. Внимательно изучив их, дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника — листья цельные, на каждом стебельке один цветок.) И еще: лекарственная ромашка любит солнце — в темных, влажных местах она не растет.

На лугах и лесных опушках можно увидеть растение, которое называется тысячелистник обыкновенный. По­смотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (Ответы детей.) Да, каждый лист состоит из множества крохотных лис­тиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник — лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений. Еще раз посмотрите на это растение, рассмот­рите картинку с его изображением, а потом опишите его. (Рассказы детей.)

Далее воспитатель знакомит детей с другими лекарственными растениями (по выбору) по предлагаемому плану, просит придумать загадку о любом из них. Занятие заканчивается виктори­ной «Что нас лечит» и эвристической беседой на тему «Что каждый из нас может сделать, чтобы защитить лесных врачевателей».