Конспекты занятий по экологии для детей старшего дошкольного возраста (автор Л.Гуральчук) Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания и образования, так как прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней надо именно с этого возраста. Предлагаемые конспекты занятий по экологии призваны решать и образовательные, и воспитательные задачи: их основная цель — заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о ее представителях (внешний вид, образ жизни и т. д.). Практически все занятия построены в форме эвристической беседы, т. е. постановка проблемной задачи и ее решение происходят в процессе совместной беседы воспитателя и детей, что дает детям возможность учиться сравнивать, анализировать, использовать уже имеющиеся у них знания — словом, развивает логическое мышление. Задача воспитателя — разъяснить, дополнить, вовремя направить ход размышлений дошкольников в нужное русло. Мы убеждены, что задачи, которые мы ставим в процессе экологического воспитания дошкольников, можно решить только на основе принципиально новых отношений между воспитателем и детьми — отношений сотрудничества, партнерства, обоюдного учета желаний и интересов друг друга. Так, тема следующего занятия обязательно обговаривается с детьми, а ход занятий лишь намечается воспитателем и, как и последовательность занятий, может быть изменен в соответствии с тем, как дети подходят к решению предложенной им проблемной ситуации, логической задачи и т. д. На занятиях широко используются загадки, пословицы, литературные произведения, а также наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии, слайды, грампластинки). Наши занятия предусматривают обязательные домашние задания, которые дети выполняют вместе с родителями (подобрать иллюстрации, прочитать книгу и т. д.). Домашние задания необходимы, чтобы на следующее занятие, тема которого согласована с детьми, они пришли с определенным запасом знаний. Занятия проводятся два—три раза в месяц с сентября по май. Их длительность зависит от умения воспитателя вести эвристическую беседу, направлять детей к поиску ответа на поставленные перед ними проблемные задачи, а также от степени подготовленности детей к самостоятельной познавательной деятельности. Перед тем как приступить к занятиям, необходимо провести предварительную беседу. Ее цель — мотивировать «открытие» нового для детей тематического цикла, условно называемого устным журналом «Удивительные странички»: договориться о том, что к занятиям они будут готовиться вместе (подбирать картинки, фотографии, читать, обсуждать то, что увидят во время прогулок и т. д.), выполнять домашние задания, а помогать им будет постоянный персонаж их журнала — дедушка Знай.
Конспект занятия по экологии на тему "Кое-что о муравьях и пчелах" Цель. Познакомить детей с насекомыми (внешний вид, повадки) и дать представление о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Материал. Иллюстрации, изображающие муравьев и пчел; графическая модель, отражающая процесс получения меда; кора и листья, поврежденные насекомыми. Ход занятия. Воспитатель. Мы с вами уже знаем, что насекомых очень много и живут они всюду: в лесу, в поле, в саду, в озерах... Каких насекомых вы знаете? Как отличить их от других живых существ? (Ответы детей. Показ рисунка, на котором четко изображены голова, грудь и брюшко муравья.) Из каких частей состоит тело муравья? (Правильно, оно делится на голову, грудь и брюшко и состоит из насечек — маленьких частичек.) А сколько ног у муравья? (Шесть.) И у всех насекомых их шесть. (Показывает рисунок, изображающий пчелу, чтобы дети могли убедиться в правильности этого утверждения.) А теперь сравните муравья и пчелу. (Пчела крупнее, у нее полосатое брюшко, ворсинки на лапках, прозрачные крылышки.) Воспитатель загадывает загадку («Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы, не стучали топором, а под елью вырос дом») и приступает к беседе по вопросам: Где живут муравьи? Из чего они строят муравейники? Почему с приближением ненастья закрывают все входы в него? Что находится внутри муравейника? Чем питаются муравьи? Почему муравьев называют «санитарами леса»? После беседы воспитатель читает рассказ И. Никитского «Муравьи» и задает детям следующие вопросы: как муравьи находят дорогу домой? Как они распределяют между собой обязанности? Что произойдет, если в муравейник попадет «чужой» муравей? Воспитатель читает письмо от дедушки Зная: «Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Охраняйте муравейники!» После музыкальной паузы начинается вторая часть занятия. Воспитатель (показывая любой цветок). Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (Ответы детей.) Да, у каждого цветка есть нектар и пыльца, которые и служат пищей для многих насекомых, в том числе и для пчелы. Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчелы. А как это происходит? (На видное место выставляется графическая модель сот. Дети ищут ответ на поставленный вопрос, воспитатель дополняет и уточняет их рассказы.) Итак, пчелы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мед. Зимой этим медом пчелы и питаются. Затем воспитатель показывает листья и кору, поврежденные насекомыми, и задает следующие вопросы: что с ними произошло? Какие насекомые могли это сделать? Можно сказать, что они вредные и потому ненужные? Воспитатель. Все в природе взаимосвязано, и все живые существа нужны для сохранения в ней равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на Земле может произойти катастрофа. Представьте, что произойдет, если исчезнут муравьи. В конце занятия вместе с детьми воспитатель повторяет, как можно отличить насекомое от других живых существ, формулирует правило поведения: «Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.» В свободное время целесообразно рассказать детям о шмеле и прочитать отрывки из книги В. Зотова «Лесная мозаика» («Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»).
Конспект занятия по экологии на тему "Крылатая радуга" Цель. Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, повадками, приспособленностью к среде обитания (маскировкой). Активизировать словарь (усики, маскировка, хоботок, матовый). Материал. Картинки с изображением бабочек; схема развития капустной белянки; живая гусеница. Ход занятия. Воспитатель. Каких бабочек вы знаете? Где их чаще всего можно встретить? Для чего они летают от одного цветка к другому? (Ответы детей.) Чтобы правильно ответить на последний вопрос, можно воспользоваться рассказом дедушки Зная. «Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. Длинные хоботки нужны им для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, не забывают: то раскроют крылышки, то закроют... «Полюбуйтесь, какая я красотка!» Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травинку, сложит крылышки — и нет ее! Слилась с корой или зеленью, замаскировалась. И знаете что еще? Есть не только дневные бабочки — некоторые их виды даже по ночам не спят, все работают». А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? Как они собирают сладкий нектар? Как маскируются? От кого скрываются? Потом воспитатель, спросив, как доказать, что бабочка — насекомое, и выслушав ответы детей, предлагает им рассмотреть схему развития капустной белянки и составить по ней рассказ. Помочь детям найти правильное решение поможет рассказ К. Ушинского «Капустная белянка». «Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес к отцу. — Это капустница, — сказал отец, — если их разведется много, то пропадет наша капуста. — Неужели эта бабочка такая жадная? — спрашивает мальчик. — Не сама бабочка, а ее гусеница, — отвечает отец, — бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы. Гусеница очень прожорлива: она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта. Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике». Воспитатель. А вот настоящая живая гусеница. Она превратится сначала в куколку, потом — в бабочку. И вы все это увидите сами. А теперь, используя те знания, которые вы получили из рассказа К. Ушинского, и опираясь на схему, расскажите о том, как появляются наши крылатые радуги — бабочки. (Ответы детей.) Знаете, о какой бабочке идет речь в этом рассказе-загадке? «По крапивным зарослям порхает красавица. У нее темно-красные крылья, а на них золотые и черные узоры». Правильно, это крапивница, или шоколадница. Как вы думаете, почему ее так называют? А почему осенью бабочки исчезают? Почему у них крылья с внешней стороны яркие, а с внутренней — матовые? Для чего бабочке усики-антенны? В конце занятия подвести итог: что же интересного мы узнали о бабочках? В свободное время рассказать детям о том, что некоторые бабочки совершают очень дальние перелеты (например, странствующий монарх), некоторые почти исчезли и занесены в Красную книгу (в том числе аполлон). Наблюдать за гусеницей капустницы.
Конспект занятия по экологии на тему "Лесные жители" Цель. Познакомить детей с дикими животными; дать представление о том, что такое млекопитающие животные; научить классифицировать их по особенностям пропитания: травоядные, грызуны, хищники, всеядные; рассказать о лосе, рыси, белке (внешний вид, повадки, среда обитания): подвести к осознанию взаимосвязи живой и неживой природы. Активизировать словарь (млекопитающие, травоядные, грызуны, хищники, всеядные, копыто, обоняние, грациозный). Материал. Иллюстрации, изображающие лося, рысь, белку; их следы на снегу. Ход занятия. Воспитатель. Дедушка Знай, узнав от меня, что эта страничка нашего журнала будет посвящена различным животным, прислал рассказ, который поможет вам ответить на мои вопросы. (Читает рассказ Ю. Дмитриева «Лесные малыши».) «В нашей стране очень много лесов. Растут они на севере и на юге, на горах и по берегам рек. И леса эти самые разные, потому что в них разные деревья и кустарники, разные травы. Бывают леса большие, а бывают маленькие. Звери, которые живут в лесах, тоже бывают и большие и маленькие. Лось большой. Медведь тоже большой. Волк — поменьше, но тоже большой зверь. Заяц — маленький. А мышка — совсем маленький зверек. Звери не похожи друг на друга. И не только потому, что одни большие, а другие маленькие. У одних, например, длинные уши, у других — коротенькие; у одних есть рога, а у других нет; у некоторых зверей длинные и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны. Одни животные едят листья и траву. Они так и называются... (Дети должны сами назвать слово «травоядные»). У всех травоядных на ногах копыта. Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Просто жить без этого не могут. Белки и мыши тоже грызут все, что им по зубам: грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они — и зайцы, и белки, и мыши — называются грызунами. А вот рысь и волк не щиплют траву и не грызут кору. Они охотятся на других животных. (Как можно назвать этих зверей? Воспитатель помогает детям найти ответ — хищники.) Медведь тоже хищник. Но хищник особый. Охотится он не так уж часто. Зато если встретит в лесу заросли малины — ест ягоды. А найдет гнездо диких пчел — с большой охотой будет есть мед. Очень уж любит мед косолапый мишка! А нет малины или меда — будет отыскивать грибы, выкапывать из земли корешки растений. И научит этому своих малышей медвежат. Дикая свинья — кабаниха — научит своих поросят рыться в земле, а рысь научит своих котят охотиться. Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему все — и травоядные, и хищники, и грызуны — млекопитающими называются». Воспитатель. А как вы бы назвали животного, который питается всем? (Всеядным.) Какого зверя из рассказа можно отнести к всеядным? Как называются животные, питающиеся травой? А на кого охотятся хищники? Каких хищников вы знаете? Почему белку и зайца называют грызунами? А теперь подумайте: какие зубы должны быть у травоядных, хищников и грызунов? Почему? Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены лось, рысь, белка и следы этих животных на снегу, и предлагает решить логическую задачу «Найди хозяина» (кому какие следы принадлежат и почему). Далее проводится игра «Что я знаю и чего не знаю о диких животных» в форме беседы, в ходе которой высказывания детей чередуются с дополнениями и уточнениями воспитателя. В результате выполнения домашнего задания и сведений, сообщаемых воспитателем, дети должны находить ответы на следующие вопросы: Почему лося называют сохатым? Зачем лосю длинные ноги и раздваивающиеся копыта? С каким домашним животным можно сравнить лося и почему? Как выглядит малыш-лосенок? Чему его учит мама? Чем отличается рысь от домашней кошки? Что между ними общего? Какими появляются на свет детеныши рыси? Чему и как учит их мать? Как охотится рысь? Как выглядит белка? Почему о ней говорят, что она резва и непоседлива? Что помогает белке прыгать на большое расстояние? Зачем белке пушистый длинный хвост? Почему белка запасает корм на зиму? Где живет белка? В конце занятия воспитатель подводит итог: дикие животные сами о себе заботятся, они всем образом жизни приспособлены к месту своего обитания, их образ жизни определяется тем, как и какую пищу они добывают. Да, дикие животные могут жить без человека, но человек должен помнить: в его силах не разрушать их дом — лес. В свободное время можно продолжить чтение рассказов о диких животных и через некоторое время еще раз провести игру «Что я знаю и чего не знаю о диких животных».
Конспект занятия по экологии на тему "Растения, которые лечат" Цель. Познакомить детей с лекарственными растениями (как выглядят, где растут, каковы лечебные свойства); дать понять, что разным растениям нужны неодинаковые условия (свет, влага) для роста. Активизировать словарь (луговые растения, водоем, тысячелистник, мята, ромашка, поповник). Материал. Иллюстрации с изображением кувшинки, мяты, тысячелистника, ромашки, поповника, подорожника, смородины, малины, земляники; засушенные растения и их части. Ход занятия. Воспитатель. «Еду я во чисто поле. А во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава, одолей ты злых духов, людей: лихо бы на нас не думали, скверно не мыслили, отгони ты, чародей, ябедника», — так говорил в давние времена русский купец Афанасий Никитин, отправляясь в долгий путь, за три моря, в сказочную Индию. Вы знаете, что такое одолень-трава? (Показывает иллюстрацию.) Оказывается, это хорошо известная вам белая кувшинка, которая растет... (Правильно, в водоемах.) Посмотрите на картинку и скажите: может кувшинка расти на лугу? Конечно, нет. Она приспособлена к жизни на воде. (Дети стараются объяснить как.) Наши предки верили, что кувшинка спасает человека от разных бед и напастей. Знали, они и полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, чай пили из разных трав. Вот и мы с вами приготовим сейчас не только вкусный, но и полезный чай — заварим вот эти листья (показывает засушенные листья малины, смородины, земляники и просит детей определить, что это за листья). И добавим в наш чай душистую мяту. Рассмотрите ее, понюхайте... Как пахнет! А растет по опушкам, в зарослях кустарника. Мы зальем наши растения кипятком и настоим чай. Пробовать будем после занятия. А чем хорошо лечить разбитые коленки? Зеленым битом, который называется... (подорожник). Почему это растение так называется? А если горло заболит? Лучший доктор — отвар из луговой лекарственной ромашки. А сможете вы отличить ее от обычной, лесной, вторая никого не лечит, а называется поповником? (Показать картинки, засушенные растения. Внимательно изучив их, дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника — листья цельные, на каждом стебельке один цветок.) И еще: лекарственная ромашка любит солнце — в темных, влажных местах она не растет. На лугах и лесных опушках можно увидеть растение, которое называется тысячелистник обыкновенный. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (Ответы детей.) Да, каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник — лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений. Еще раз посмотрите на это растение, рассмотрите картинку с его изображением, а потом опишите его. (Рассказы детей.) Далее воспитатель знакомит детей с другими лекарственными растениями (по выбору) по предлагаемому плану, просит придумать загадку о любом из них. Занятие заканчивается викториной «Что нас лечит» и эвристической беседой на тему «Что каждый из нас может сделать, чтобы защитить лесных врачевателей».
|