Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Детский утренник на тему "К нам весна шагает"

(автор И. Токмакова)


Замечено, что дети удивительно внимательно реагируют на явления природы: выглянуло ли солнышко, закапал ли до­ждик, пошел ли первый снежок, показа­лась  ли   первая  весенняя  травка...   Эта чуткость   не   проходит   мимо   сознания маленького человека, затрагивает его, интересует как живое  проявление бытия, поэтому, очевидно, и детские писатели, зная эту особенность своего слушателя (или чувствуя интуитивно), немало произведений — рассказов, стихотворений — посвящают явлениям природы, жизни  в  природе,   смене  времен  года. Поэтому, думается, есть смысл поговорить с детьми о весне, лете, зиме, осени. Как это сделать? Проще всего, конечно, прочитать стихи, усадив малышей вокруг себя на стулья.   Вы  спросите:   «Есть ли  в  этом какая-то польза?» Безусловно! Ведь речь идет о хороших  стихах,  написанных талантливым детским поэтом. К примеру, обратимся   хотя   бы   к   стихотворению Елены Благининой «Журавушка»:

Прилетел журавушка

На старые места:

Травушка-муравушка

Густым-густа!

Ивушка над заводью

Грустным-грустна!

А водица в заводи

Чистым-чиста!

А заря над ивушкой

Ясным-ясна!

Весело журавушке:

Весным-весна!

Сколько здесь поэзии! Какое тонкое лирическое настроение! Какой музыкаль­ный ритм, а к тому же и совершенно новое сочетание — «весным-весна!» Дети обязательно воспримут это стихотворение, почувствуют его очарование. Однако здесь есть одно «но» — воспринимают пассивно. А ведь в детском саду мы имеем дело с народом активным, дина­мичным. На мой взгляд, будет лучше, если педагог пойдет несколько иным путем — не просто прочитывает, а «разыгрывает». Например, стихотворение болгарского поэта Леды Милевой. (Сборник ее стихов в переводах выходил давно, в 1983 году; теперь вряд ли эту книжку можно найти. Поэтому я приведу стихотворение полнос­тью в переводе Л. Кондрашенко.) Называ­ется оно «Весна в лесу». Воспитатель — ведущий — читает стихотворение. В разговор вступает герой стихотворения — Ежик, ему отвечают Белки, остальные персонажи разыгрывают пантомиму, изо­бражая то, о чем говорит ведущий.

Итак, ведущий начинает читать стихи, а Ежик медленно проходит перед слушате­лями.

Ведущий.

В лесу повеяло весной,

Снег отступил с дорожек.

По узкой тропочке лесной

Идет, проснувшись, Ежик.

Ежик.

Расцвел подснежник на пути,

Попалась медуница.

Как скучно одному идти!

Ах, с кем бы подружиться!

Ведущий.

Две рыжих Белки —

скок-поскок! —

Спустились с ветки на пенек.

Ежик.

Идемте, Белочки, со мной,

Сейчас в лесу чудесно!

Ну, что вы скрылись за сосной?

Белки.

Весной там интересно!

Но как из дома нам уйти?

Дупло нам надо подмести!

Ежик.

Метите, ждать вас не могу,

Я лучше к Мишке побегу!

Ведущий.

И Мишке, что всю зиму спал,

Не до прогулок было:

Ковры, подстилки выбивал

Он веткою кизила.

И Иволга, и Певчий дрозд

С Ежом не подружились,

Все занялись устройством гнезд,

И очень торопились.

И Зайке было недосуг:

Сидел на пне под елкой

И штопал старый свой кожух

Еловою иголкой.

Тут Ежик грустно поглядел,

Стряхнул сухие листья

И деловито рядом сел

Свои иголки чистить.

Разумеется, интереснее всего привлечь как можно больше участников и, исполь­зуя поэтический материал, срежиссиро­вать утренник на весеннюю тему. Можно его так и назвать: К НАМ ВЕСНА ШАГАЕТ

Ведет утренник воспитатель (в дальнейшем мы будем называть его «ведущий»), вовлекая в действие участников, а порой сразу и всю аудиторию.

Ведущий (обращаясь ко всем). Кто, ребята, знает, какое время года наступает после зимы?

Дети. Весна!

Ведущий. Правильно! К нам приходит весна! И первый весенний месяц называ­ется... Он называется... Правильно, март.

Мальчик (читает стихотворение).

Март пришел.

Как хорошо!

Мы открываем форточки.

Сугробы присели на корточки.

Солнце в лужицах отражается.

Весна! Весна приближается!

Ведущий. Снег тает. Звенит веселая капель. Капает с крыш. Капают, капают капельки на ярком солнышке. Мы сейчас все-все похлопаем в ладошки, как будто стучит весенняя капель. Посмотрите, а из лужиц, которые переполнились водой, побежали ручейки.

Одна из девочек читает стихотворе­ние, другие дети (количество участников определяет воспитатель) изображают «бег на месте», а под конец присажива­ются на корточки.

Девочка.

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал.

Потом в прозрачной лужице

Лежал, лежал, лежал

(дети останавливаются)

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул (пантомима).

Увидел речку — прыг туда,

И сразу утонул (присели)!

Ведущий.

А весна к нам все ближе, все ближе...

Мальчик.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Ведущий.

Сейчас мы все вместе про это споем песенку

«В гости к солнышку придем». (Предполагается, что дети разучат песенку композитора Т. Назаровой на стихи И. Токмаковой заранее.) И вот уже на проталинках зацвели самые первые цветочки. Это маленькие желтенькие цветы мать-и-мачехи. Зацветают они первыми, даже еще раньше подснежников. Похожи на маленькие солнышки. Вот мы как   будто   выходим   во   двор,   дышим весенним  воздухом,  любуемся  весенней картинкой. Дети читают стихотворение.

1-й мальчик.

Воздух воробьиный и синичий,

Говор, гомон, свист и щебет птичий

1-я девочка.

В легоньком пушке березы крона

На верхушке — смелая ворона.

2-й мальчик.

Первой травки выглянувший стебель

2-я девочка.

Белый голубь в синем-синем небе

3-я девочка.

Ручеек, бегущий по канавке.

3-й мальчик.

Две бабуси у крыльца на лавке.

1-й мальчик.

Солнышки мать-мачехи на взгорке

Все вместе.

На носу веснушки у Егорки!

Ведущий. И вот уже наступает второй весенний месяц.  И зовут его...  апрель! Начинают зеленеть и зацветать деревья. Яблонька покрывается белыми цветами

Девочка.

Маленькая яблонька

У меня в саду,

Белая – пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной!

Ведущий. Теперь мы все вместе споем песенку про яблоньку. (Предполагается, что дети разучат эту песенку компо штора А. Фаттаха «Яолонька» на стихи И. Токмаковой заранее.) Понемногу начинают возвращаться птицы, которые зимовали в теплых краях. Смотрите, смотрите, возвращаются в родные края дикие гуси!

Дети группами, по двое—трое, изображают прилетающих птиц, читают стихи, подобранные по усмотрению воспитателя.

Дети (изображающие гусей).

Га-га-га, га-га-га,

Дома стаяли снега,

Понемногу —

В путь дорогу!

Га-га-га, га-га-га,

Облетаем облака

Выше!

Ниже!

Вижу! Вижу!

Вон знакомая река!

— Над просторами долин

Развернись, гусиный клин!

Мы вернулись!

Мы вернулись!

Мы родной земли коснулись!

Ведущий.

А вон летят птицы-чибисы.

Они так весело щебечут.

Дети.

Расцветайте,

Вишни,

Сливы,

Мы вернулись.

Живы! Живы!

Мы-то знаем,

Чьи мы, чьи мы,

Вы скажите,

Чьи вы, чьи вы?

Зимний холод

Мы его прогоним

Песней,

Здравствуй,

Пруд,

Тростник,

Осока,

Мы вернулись издалека!

Ведущий. Ой, сколько прилетело птиц! Послушайте, как все чирикают и щебечут хором.

Дети (изображающие птиц, все вместе).

Радостный, радостный

День, день, день

Солнышко, солнышко

Тень, тень, тень!

Лес полон песенок

Весь, весь, весь

Здесь наша родина,

Здесь, здесь, здесь.

Воду ручейную

Пьем, пьем, пьем,

Гнездышки, гнездышки

Вьем, вьем, вьем!

Вторую   и   четвертую  строки   можем повторить вместе с залом.

Ведущий. И вот уже наступает третий месяц весны. Как он называется? Правильно, май. Деревья зазеленели, зацвели черемуха, в зеленой траве желтеют одуванчики. Отцветут — и превратятся в пушистые шарики.

Девочка.

Из шариков пушистых

Над весенним лугом

Летят парашютисты

Вдогонку друг за другом.

Едва земли коснутся —

Уснут, как на диванчике.

Весною вновь проснутся.

И будут одуванчики.

Ведущий. И вот хлынул теплый, весенний дождик. Заплясали дождинки. Посмотрите, как весело они пляшут!

Дети (количество участников определяет воспитатель), приплясывая, читают, стихи. Между строфами они приглашают собравшихся в зале детей похлопать в ладоши и потопать ножками в ритме «топ-топ-топ-топ», «хлоп-хлоп-хлот-хлоп».

Дети - «дождинки».

Пляска, пляска, плеск, плеск,

На лугах и в перелесках,

На крылечке и на крыше:

Громче, громче, тише, тише,

На газонах, на тропинке

Пляшут светлые дождинки.

 

Топот, топот, топот ножек

Вдоль глухих лесных дорожек,

По березовым листочкам,

По оврагам и по кочкам,

Хороводом, по старинке

Пляшут светлые дождинки.

 

И сверкают их улыбки.

Водяной на старой скрипке

Все играет и играет,

Струны он перебирает.

В ярких капельках травинки.

Пляшут светлые дождинки!

Ведущий.  А после  дождика  поднялся туман и все скрыл и спрятал.  Ничегошеньки-то не видно!

Девочка.

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птицы и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Ведущий. А солнышко греет все жарче и жарче. Уже пора все сажать и сеять. Исполняется песня.

Предполагается, что дети разучат песню «В гости к солнышку придем» заранее.

Дети.

Выйди, выйди, солнышко,

Мы посеем зернышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток.

Потянется на восток,

Перекинется мосток.

По мосточку пойдем,

В гости к солнышку придем!