Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

 

Конспект занятия на тему: Лес - наше богатство

Автор: Мифтахова Н.З.  МАДОУ № 6

Цель: уточнить представление детей о значении леса в жизни людей, познакомить детей с некоторыми свойствами древесины, расширить представление детей о правилах поведения детей в лесу, учить видеть красоту леса, воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию: карта республики Башкортостан, осенние листочки, картины с изображением деревьев.

Ход занятия:
- Вот перед вами, ребятки, карта. На ней нарисован Башкортостан. Посмотрите, на что он похож? Да ребятки, он похож на сердце. А вот башкирский народный поэт – Мустай Карим сравнивал его с березовым листочком. 

Взгляни на карту
Вот он край родной
На нем Башкирия 
С березовый листок величиной.

- На этой карте также нарисованы реки, горы, леса.
1) Какие реки текут в Башкирии? (Белая, Дема, Тайрук, Сакмар, Зиган)
2) А самая большая река, как называется? (Агидель)
3) А самая большая гора? (Иремель, Ямантау)
4) Какие еще горы мы знаем? (Торатау, Юрактау, Шахтау)

- А вот леса – это самое замечательное богатство нашей республики. Вот сейчас мы с Вами поговорим о лесе, о нашем зеленом друге.

- Но чтобы четко и красиво говорить, давайте вначале поиграем с язычком.
«Закончи чистоговорки»
Ра-ра-ра – начинается игра
Ро-ро-ро – купили новое ведро
Ир-ир-ир – мой папа командир
Арь-арь-арь – на столбе висит фонарь
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
Ко-ко-ко – мы купили молоко
Са-са-са – прилетела к нам оса
Бы-бы-бы – во дворе стоят столбы

Чтобы говорить еще красивее, надо с пальчиками дружить. Приготовили пальчики.

Пальчиковая гимнастика

 

«Пальцы – дружная семья»
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя.
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому)

Мы рога козы покажем
(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове.)

И рога оленя даже…
(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимая ветвистые рока к голове.)

Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове.)

Ушки длинные у зайки
Из-за кустов они торчат
Зайчик взял свой барабан
И ударил трам-там-там
(Поочередно сжимаем кулачки обеих рук и ударяем по ним пальцами другой руки.)

Пальцы – дружная семья
Друг без друга им нельзя.
Это дедушка (показываем большой палец)
Это бабушка (указательный)
Это папа (средний)
Это мама (безымяннй)
А это я… (мизинец)
Вот и вся моя семья.


- И так лес. А что такое лес?
- Как вы его себе представляете (где много деревьев)
- А какие деревья растут у нас в лесу (клен, осина, береза, ель, сосна)

1) А как называется лес, где растут разные деревья. (смешанный лес)
2) Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)
3) Где растут сосны? (сосновый бор)

- Почему же всегда говорят, что лес надо охранять. Почему мы с ним должны дружить? Для чего он интересно нам нужен?

- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем:

Берете книгу и тетрадь
Садитесь вы за стол
А вы могли бы рассказать
Откуда стол пришел
Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной
Вот этот стол – сосновый стол
К нам из лесу пришел.

1) Как называется стихотворение?
2) Кто его написал?
3) Откуда стол пришел?
4) Из какого дерева он? (из сосны)

- А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? Правильно, стол за которым мы сидим, кровать на которой мы спим, тетрадки на которых мы пишем, карандаши, которыми мы рисуем и т.д.

- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.
- Давайте вспомним загадки о наших деревьях.

Загадки о деревьях

Зимой и летом, 
одним цветом
(ель, сосна)

В белом сарафане
Стояла на поляне
Летели синицы
Сели на косицы
(береза)


- Ходят в лес по ягоды, по грибы. А что если отправиться нам за загадками. Интересно собирать грибы, ягоды, а загадки собирать еще интереснее.
- И так в путь-дорогу друзья!

Но вначале нам нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу. Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)

- А теперь можно отправиться в лес. Для этого нам достаточно только закрыть и открыть глазки. Вот мы с вами и в лесу.
- Ребятки, лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям. Давайте с лесом поздороваемся. 

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Что нам шепчешь на заре
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи
Ты же видишь, мы свои…

- Посмотрите, какой красивый лес. Что-то здесь странно, тихо. Давайте поговорим с хозяином леса, может он нам что-нибудь скажет.  

Игра «Эхо»

- Эхо лесное, спросить я могу?
- Ау, ау, ау (дети говорят)
- Куда это листья лесные пропали
- Опали, опали, опали…(дети говорят)
- Травы лесные, где вы? Не вижу…
- Ниже, ниже, ниже…(дети говорят)
- Цветы луговые, а вы что пропали? 
- Завяли, завяли, завяли…(дети говорят)
- Птички-певички, давно ли вы пели?
- Они улетели, они улетели…(дети говорят)
- Лягушки и раки куда подевались?
- Они закопались, они закопались…(дети говорят)
- Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
- Мы шубки меняем, меняем, меняем…(дети говорят)
- Так что же случилось, мы тебя спросим?
- Пришла сюда осень, осень, осень…(дети говорят)
- Так вот, оказывается в чем дело. Осень в лесу…Давайте пособираем листочки. 

Пальчиковая гимнастика («Осенние листочки»)

Раз, два, три, четыре, пять. 
Будем листья собирать.
Листики осины, листики рябины, 
листики березы, листики дуба, 
Листики клена (дети загибают пальчики) мы соберем 
Маме осенний букет отнесем.

- Ребята, мы с вами так заигрались, что забыли зачем пришли сюда. 
- Вспомнила, за загадками. Вот они загадки, я их нашла.

1) Из какого дерева делают спички? (осина)
2) У каких деревьев листья красные? (рябина)
3) У какого животного дерево является домом (белка)
4) Какое дерево дает сладкий сок? (береза)
5) Какое животное ест кору осины? (заяц)
6) Какая птица любит плоды рябины? (снегирь)

- Вот видите, ребятки, какую пользу приносят нам деревья. Значит, их надо беречь. А ведь лес является еще и домом птиц и животных. Истребляя деревья, мы разрушаем их дом. 
Вспомним пословицу.
Много леса – не губи
Мало леса – береги
Нет леса – посади


- Так что же такое лес? 
Дети отвечают:
Лес – зеленый наряд нашей земли.
Лес – дом животных и птиц.
Лес – наше богатство.
Лес – красота нашей природы.

- Ребятки, а теперь попрощаемся с лесом:
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем
Добрый лес, могучий лес.

При копировании ссылка на первоисточник обязательна