Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Умственное воспитание  (автор Урбанская О.Н.)

Умственное развитие ребенка во многом будет зависеть от характера повседневного общения его со взрослыми, от влияния, которое оказывают на него родители, а также от того, насколько учитываются возможности детей, их возрастные и индивидуальные особенности.

Некоторые родители считают, будто с воспитанием детей можно не торопиться. «Пусть поиграет, пока мал»,— говорят они. В таких семьях дети обычно не приучены к умственному труду, волевому усилию. Они не могут соответственно своим возрастным возможностям выполнить поручение, не умеют доводить начатое дело до конца, сосредоточиваться на определенной деятельности, часто, и беспорядочно переключаются с одного деда на другое и с трудом налаживают взаимоотношения со сверстниками.

Воспитатель, беседуя с родителями, обращает их внимание на недопустимость излишней опеки, ограничения инициативы ребенка. Это тормозит развитие его самостоятельности, отрицательно сказывается на овладении новыми знаниями и умениями.

Стремление к самостоятельности проявляется у ребенка очень рано. Едва научившись говорить, малыш уже настойчиво повторяет: «Я сам». Взрослым важно поддерживать это стремление. Ведь самостоятельно, скажем, одеваясь, он может не только приобрести соответствующие навыки, но и узнать (не без помощи, конечно, взрослых!) о назначении отдельных предметов туалета, свойствах материала.
В то же время нельзя и переоценивать возрастные возможности детей. Некоторые родители слишком рано начинают обучать ребенка чтению и письму, нанося тем самым вред его здоровью. Так, несвоевременное и неумелое обучение малышей письму и чтению вредно сказывается на физическом их развитии: от долгого сидения за столом ухудшаются осанка и зрение, напряжение при письме может привести к реформированию кисти. Кроме того, неправильные навыки учебной деятельности, выработанные в дошкольном возрасте, осложняют усвоение школьной программы.

Воспитатель должен разъяснить родителям, как вредно отражается на здоровье ребенка, на его нервной системе сообщение сведений, подчас недоступных его пониманию, либо перегрузка разнообразными занятиями.

Определив примерный объем знаний, которыми должен владеть ребенок того или иного возраста, следует акцентировать внимание родителей на необходимости тренировки памяти, внимания, воли, способности анализировать свою деятельность.

О том, как развивать память, следует поговорить особо.
Хорошим упражнением для развития памяти является заучивание стихотворных текстов. Но и здесь нужна мера. Родители должны знать о том, что хотя ребенок дошкольного возраста легко и быстро запоминает наизусть длинные, часто даже непонятные ему, стихи и целые страницы текста, злоупотреблять этим не надо, чтобы не допускать переутомления нервной системы ребенка.

Помочь выбрать стихи для заучивания дома с детьми разного возраста может воспитатель. При этом нужно учитывать прежде всего содержание. Дошкольникам обязательно надо давать стихи советских писателей, в которых отражается окружающий мир, жизнь советских людей, например В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. Хороши также произведения народного творчества. Они напевны, ритмичны; часто забавные сюжеты привлекают внимание ребят и легко запоминаются ими.

Способствует запоминанию текста стихотворения поставленная перед ребенком цель. С большим интересом ребята учат стихи, чтобы читать их на детских утренниках, вечерах самодеятельности, собраниях родителей.

В процессе заучивания стихотворений, помимо памяти, обогащаются язык ребенка, его чувства, художественный вкус.
Примечание. Не всегда родители могут приобрести то или иное произведение. Поэтому хорошо было бы не только назвать его, но и предложить им текст этого стихотворения для ознакомления.

Рекомендуя какое-то стихотворение, желательно рассказать родителям о приемах и требованиях заучивания текстов с детьми разного возраста.
С детьми 2—3 лет нет необходимости ставить задачу специально заучивать стихи. Родители по возможности выразительно читают текст. Это номогает малышу осмыслить содержание стиха и быстрее его запомнить. Нужно учесть, что воспринимаются и легче запоминаются стихи, в которых рифмуются смежные строки, например:

Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега на дворе.

С. Я. Маршак.

Дети младшего дошкольного возраста, читая стихотворение наизусть, могут делать неправильные ударения, переставляют слова. Не указывая на ошибку, родители сами еще и еще раз правильно, с нужными интонациями повторяют текст. Так постепенно ребенок усваивает не только правильный порядок слов, но и выразительность, ритмичность произведения.  Стихотворение, предназначенное для запоминания детьми младшего дошкольного возраста, должно быть недлинным, короткой должна быть и каждая его строка:

 

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

А. Барто.

 

Хотя от детей младшего возраста не требуют выразительного чтения наизусть стихотворных текстов, но необходимо добиваться, чтобы они произносили их осмысленно, не переставляя слов.

Ребенок 4—5 лет уже должен не только запомнить, но и выразительно читать короткое стихотворение. Поэтому родители, разучивая с детьми стихи, должны сами уметь их правильно читать. Выразительное чтение способствует запоминанию текстов, лучшему осмыслению их содержания.

Чтобы ребенку легче было запомнить текст, стихотворение повторяют (с участием ребенка) несколько раз. .
Если заучивание стихотворения с младшими дошкольниками сопровождают ритмичными движениями, игрой, то со старшими стихи разучивают по ролям, инсценируют тексты. Это также способствует запоминанию.

Следует иметь в виду, что для детей 5—7 лет не только усложняется содержание и увеличивается объем стихотворения, но значительно повышаются требования к манере исполнения. Детей учат декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев. Например, стихотворение «Путаница» К.Чуковского читается весело, живо. По ходу повествования в соответствии с текстом стихотворения нужно помочь ребенку имитировать голоса животных.

Заучивание и чтение стихов в семье должно приносить детям радость, не быть принудительным занятием. Любовь к слушанию и заучиванию стихов у ребят чаще всего идет от родителей, которые сами любят читать стихи.

Беседуя с родителями, следует предостеречь их от беспорядочного чтения произведений художественной литературы, содержание которых часто не соответствует возрасту ребенка. Литература, являясь источником знаний, вводит ребенка в широкий круг событий окружающей жизни, поэтому отбор произведений для детей надо делать с учетом условий, в которых живет ребенок. Например, городским ребятам необхо¬димо дать представление о жизни тружеников села, детям, живущим в сельской местности,— о жизни в городе. Как невозможно наглядно представить детям, живущим на юге, морозную и снежную зиму севера, так маленьким эвенкам тудно представить пески пустыни. Специально рекомендованные воспитателями для чтения дома произведения художественной литературы, картины, кинофильмы, рассказы взрослых помогают этому.

В разговоре с родителями особое внимание следует уделить серьезному и правильному отношению взрослых к вопросам детей.

Содержание вопросов меняется с расширением кругозора ребенка. Трехлетний малыш задает вопросы в основном осведомительного характера В 4 года он интересуется, как называются-окружающие его предметы. Постепенно появляется интерес к тому, кто делал ту или иную вещь, откуда она появилась. В 5— 6 лет вопросы усложняются. Детей начинают интересовать различные явления, выходящие за рамки видимых, осязаемых пред¬метов. Некоторые вопросы ставят взрослых в тупик: «Небо выcоко, а дальше что?», «Почему луна светит, а не тепло?..».

Иногда ребенок задает вопросы в таком количестве, что родители порой просто отмахиваются от него, забывая о том, что это, как говорит Е. А. Аркин, дверь, через которую малыш старается проникнуть в мир.

Отвечать на детские вопросы — дело трудное, требующее знаний, огромного терпения и любви. Главное правило: ответ должен быть Кратким, ясным и понятным ребенку данного возраста, произнесен доброжелательным тоном.

Часто родители спрашивают, как ответить на вопрос, смысл исчерпывающего ответа на который недоступен ребенку. Нельзя отступать от правды, но вместе с тем взрослые должны помнить, что малышу нужно говорить только то, что доступно его пониманию. Бывает и так, что ребенок не удовлетворяется полученным ответом, еще и еще раз спрашивает у родителей о том, что его заинтересовало. В таком случае следует объяснить, что есть вещи и явления, понять которые можно только, обладая знаниями, которые дети получат позже, в школе. Если родитель видит, что на поставленный вопрос ребенок может ответить самостоятельно или с помощью наводящих вопросов взрослого, полезно предоставить ему такую возможность. Например: «А как ты думаешь?..», «А как бы ты поступил в этом случае?» и т. д.

Иные родители считают, что обилие детских вопросов — признак пытливого ума, разносторонности знаний, зеркало интересов ребенка. Но ведь есть дети с достаточным для своего возраста уровнем умственного развития, которые почти никогда не обращаются к взрослым с вопросами. Происходит это по ряду причин. В одних случаях малыш, видя, что к его вопросам не проявляют внимания, не отвечают на них или отвечают односложно, не возбуждая интереса к ответу, постепенно перестает задавать их.

В других случаях дети стремятся удовлетворить свою любознательность сами; без помощи взрослых, наблюдая, сопоставляя
явления. Обращается к отцу или матери такой ребенок в крайних случаях, заранее обдумав свой вопрос. Не отвечать таким детям или отвечать небрежно опасно. Поспешные необдуманные отве¬ты могут не только не удовлетворить ребенка, не дать пищи его уму, но и пошатнуть авторитет родителей. Если ребенок любит решать вопросы самостоятельно, нужно это поощрять.

А бывает, что ребенок задает вопросы взрослому часто без всякой цели, по любому поводу, но вместе с тем в умственном развитии отстает. Такая безудержная болтливость — иногда просто желание привлечь к себе внимание окружающих и следствие неумения занять себя интересным делом. В таких случаях нужно посоветовать родителям переключить внимание малыша на что-то интересное, увлекательное, вместе с ним заняться каким-нибудь делом.

Получаемая ребенком информация об окружающей жизни должна регламентироваться взрослыми и ограничиваться сведениями, доступными детям. Родителей знакомят с тем, что должны знать дети каждого возраста по программе, какая работа ведется в дошкольном учреждении, что и как в этом направлении может и должна делать семья.

В одной из бесед родителям можно дать советы, как объяснить детям события общественной жизни, рассказать о труде советских людей, о красоте природы родного края.

Раскрывая значение для умственного развития ребенка ознакомления его с окружающим, нужно подчеркивать, как важно акцентировать внимание детей не на внешних, второстепенных признаках предметов и явлений, а на главном. Для этого необходим о воспитывать у них умение наблюдать, рассматривать.

Вследствие тщательного изучения характерных особенностей предмета или явления, на основе их понимания у детей пробуждается интерес к данному предмету или явлению, что в свою очередь активизирует наблюдательность и, следовательно, углубляет знания, расширяет кругозор ребенка. Поэтому целесообразно-рекомендовать родителям систематически проводить с детьми наблюдения за природой и окружающей жизнью.

Многое дети наблюдают самостоятельно, по наблюдения, организованные родителями, обеспечивают полноту восприятия, определенную направленность чувств, точность словесного воспроизведения увиденного. Другими глазами увидит ребенок родную природу и труд человека, если, скажем, гуляя с отцом по лесу и восхищаясь его красотой, узнает, что от огня и вредителей его оберегает лесник, поля колосящейся пшеницы потому так богаты, что много людей потрудились на них. Совместные со взрослыми прогулки дают богатейший материал для наблюдений, расширения кругозора детей, обогащения их знаний, формирования чувств.

Лучше, если наблюдения будут не только созерцательными. Посоветуйте родителям по возможности привлекать детей в процессе наблюдения к активной деятельности. Так, гуляя в лесу или в парке, можно вместе с ребенком оградить встретившийся муравейник, подвязать надломленную ветку, поправить кормушку.

Проинформируйте родителей, о том, на какие изменения и характерные признаки сезонных явлений следует обращать внимание детей. Например, весной — на голубое небо, на яркую зелень, пение птиц, осенью — на обилие овощей и фруктов в магазинах, на то, как изменился у деревьев цвет листьев, на более ранний заход солнца и т. д. Порекомендуйте, какие стихотворения русских классиков и советских поэтов о природе можно разучить с детьми дома , о каких растениях, животных, птицах применительно к той климатической полосе, где живет ребенок, побеседовать с ним.

Пусть родители позаботятся о том, чтобы в процессе знакомства с окружающим дети приобрели навыки пользования разнообразными предметами, чтобы у них формировалось правильное отношение к ним как к результату труда человека. Наблюдения важны еще и потому, что они, помимо расширения знаний, способствуют более глубокому восприятию окружающей жизни, художественных произведений, более точному отражению действительности в разнообразной деятельности (в изобразихельной, в речи), эмоциональному отношению к происходящему.

Ребенок должен получать знания об окружающей действительности в определенной последовательности, с постепенным усложнением материала. «В области явлений природы и общественных явлений не столько имеет значение усвоение большого числа фактов, сколько исследование явлений, их последовательности, взаимозависимости, причин и следствий».

Поэтому границы познания от возраста к возрасту расширяются. Например, малышей-3—4 лет знакомят с трудом близких и знакомых им взрослых (родителей или других членов семьи, работников детского сада). Знания более старших детей уже шире. Они узнают о труде людей из ближайшего окружения — почтальона, водителя, продавца, учителя и т. д. Ребенку 6—7 лет можно рассказать о профессиях, особенно нужных для данной местности: скажем, о профессии шахтера, тракториста и др.

Детей обычно интересует, где работают их родители, чем они занимаются, какую приносят пользу. На вопрос об этом не надо отвечать односложно: «В шахте», «В клубе», «На заводе».

Ознакомление с трудом взрослых имеет целью воспитание уважения к их труду, помогает понять значение труда каждого для, всех, вызывает стремление подражать им. Поэтому следует в доступной для .ребенка форме рассказать, что конкретно родители делают. Ведь каждая профессия чем-то интересна, в каждой есть своя героиня. Например, мать — ткачиха. На фабрике она ткет материалы, из которых можно шить красивые платья, рубашки; отец на заводе собирает из разных деталей машины, которые помогут колхозникам сеять и убирать зерно...

Умственное развитие ребенка происходит в активной практической деятельности. Здесь уместно привести высказывание К. Д. Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть — он очень скоро устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту; а крепкого детского сна достаточно, чтоб возобновить детские силы на будущий день».