Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Как заниматься с ребенком дома (автор Урбанская О.Н.)

 

Если ребенок по какой-либо причине временно не посещает детский сад или, по совету воспитателя, нуждается в дополнительных занятиях дома, родителей надо проконсультировать, как с ним заниматься, например закрепить смысловое значение слов: мало — много, сегодня — завтра, "напротив — вдали, вблизи и т. д.

Однако нужно предупредить родителей, что такие занятия не должны вестись в ущерб другим видам деятельности. С детьми следует играть, гулять, организовывать различного содержания экскурсии, развлечения.

Обычно ребенок рисует, лепит, рассматривает иллюстрации, сидя за столом. Следует напомнить родителям о необходимости сохранения им правильной позы: сидеть прямо, не горбиться, низко не наклоняться. Формированию нормальной осанки способствует правильно подобранная в соответствии с возрастом ребенка мебель.

Выбирая место для занятий с ребенком, важно учитывать освещенность* естественную и искусственную. Свет всегда должен быть слева. Помещение перед занятием необходимо проветривать.

Следует также посоветовать родителям, какие, в зависимости от возраста детей, приобрести пособия.

Важным для умственного развития ребенка является овладение им правильной речью. В семье родители понимают ребенка с полуслова. Даже если он имеет недостатки в речи, дома он не испытывает от этого неудобств, но посторонние не понимают искаженных, неправильно произносимых слов. Такая речь затрудняет общение со сверстниками, может способствовать развитию замкнутости. Поэтому так важно своевременно обратить на это внимание родителей. С родителями, дети которых нуждаются в дополнительной работе по развитию и совершенствованию речи, сдедует поговорить индивидуально, посоветовать им, как помочь ребенку в исправлении того или иного недостатка речи. Можно порекомендовать приобрести пластинку с записью соответствующего практического материала 1 и стихотворные тексты.

Стихи, прибаутки, загадки для упражнения в правильном произношении звуков: 

В формировании речи детей пример родителей имеет особенно большое значение. Красота родного языка, его гибкость и многообразие познаются ребенком прежде всего в семье. От матери и отца он слышит первые слова, к их речи он прислушивается, от них учится выражать свои желания и мысли словом. Произнося слова, которые ребенок научился говорить, он довольно точно копирует даже интонации речи взрослых. Поэтому надо напомнить родителям, чтобы они следили за своей речью. Недопустимо в общении с детьми либо в их присутствии в разговорах с другими людьми употреблять в речи жаргонные и устаревшие слова, диалектизмы, неправильные ударения.

Следует также обратить внимание родителей на то, что расширение словаря детей осуществляется не только посредством механического заучивания слов. Нужно помочь ребенку понять сущность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в быту, в общении с окружающими.

Дети любят делиться с близкими своими впечатлениями. Пусть родители почаще просят их рассказать о том, во что играли и как занимались в детском саду, что интересного встретилось по пути домой. Но надо иметь в виду, что рассказывать и пересказывать дети учатся постепенно. Вначале можно предложить ребенку придумать конец рассказа, начатого взрослым, детям старшего дошкольного возраста можно предложить
построить самостоятельно рассказ на заданную тему.

Наиболее эффективной и доступной для организации в семье формой развития речи ребенка является беседа. В процессе беседы хо взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично излагать свои мысли, приобретают навык регулировать громкость и тон голоса. Беседа развивает связную, правильную и выразительную речь детей. Всякое рассуждение, сравнение, вывод, вопрос требует четких словесных формулировок. Ребенок в разговоре учится доказывать свое мнение, выражать его. Для того чтобы родители умело использовали все те возможности, которые дает беседа для развития речи ребенка, следует рассказать им о содержании, некоторых правилах и приемах проведения бесед.

Тематика бесед родителей с детьми должна быть самой разнообразной. Это беседы, отражающие деятельность самих детей, труд взрослых, события общественной жизни, беседы на морально-этические темы, о природе, прочитанной литературе, предметах и игрушках и т. п.
Помимо специально организованных бесед обязательны короткие разговоры, которые систематически происходят между детьми и взрослыми. Такие интимные доверительные беседы с детьми не только развивают их умственно, формируют речь, но и способствуют нравственному развитию. Привычка быть откровенным и искренним в разговорах со взрослыми — основа формирования таких качеств, как правдивость, честность, доброжелательность.

Целесообразно дать родителям перечень словесных дидактических игр, предназначенных для развития речи и мышления: «Море волнуется», «Черное и белое», «Закончи слово», «Назови предметы красного, синего, зеленого и другого цвета». Такие игры не занимают много времени и доставляют детям радость.

На развитие речи, чувств и эстетического вкуса ребенка благотворно влияет выразительное чтение стихов. Рассказывая об этом родителям, остановите внимание на том, что, упражняя детей в выразительном чтении, следует учитывать как уровень развития их речи, так и свойства характера. Так, если ребенок застенчив, не надо настаивать на том, чтобы он декламировал стихи в присутствии посторонних, и, наоборот, нельзя запрещать декламировать стихи, если ребенок сильно картавит: Часто такие дети делают это очень эмоционально и забывают о своем недостатке.

Для обучения детей выразительному чтению следует рекомендовать родителям лучшие произведения классиков художественной литературы: А. Пушкина, А. Кольцова, С. Есенина, В. Маяковского, С. Маршака, А. Барто и др. Возбудить интерес к выразительному чтению, стремление подражать лучшему образцу, помочь понять смысл той или иной интонации родители могут, организуя для детей прослушивание грампластинок с доступными для дошкольного возраста текстами, специальных радио- и телепередач.

Особое место в жизни детей занимают сказки. О сказках и их роли в жизни детей нужно обязательно поговорить с родителями. Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных событиях и приключениях, они полны глубокого нравственного смысла. В сказках отражается вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечты о покорении сил природы человеком, восхищение его мастерством и трудолюбием.

Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных. Сказка обычно начинается с присказки: «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «на море, на океане, на острове Буяне» и т. д. Такая присказка как бы вводит ребенка в волшебный мир, это преддверие чего-то необычного, захватывающего, интересного. В волшебных сказках рассказывается о приключениях и подвигах героев, которые всегда олицетворяют добро: побеждают Кащея, Бабу Ягу, защищают от врагов родную землю. С героями волшебных сказок происходят всякие фантастические события: они поднимаются на коврах-самолетах, спускаются в подземное царство, побеждают смерть. Они всегда борются за правое дело, им сопутствует удача и помогают силы природы. В сказках есть своеобразие — приключения героев, различные события, обращения одного героя к другому обычно повторяются три раза с постепенным усилением ситуации: трижды приходит старик к рыбке, и море сильнее и сильнее бушует; герой, попавший в подземное царство, сначала видит медный, потом серебряный и наконец золотой дворец. Дети вообще любят повторное чтение; постепенное нагнетание событий возбуждает их интерес, делает повествование более захватывающим.

Любят дети и сказки о животных. В них действуют хорошо известные им звери: Лиса — рыжая краса, Волк — зубами щелк, Заяц-трусишка, Кот-воришка. В этих сказках высмеивается трусость, глупость, порицается хитрость, жадность, прославляется смелость, добро.

В бытовых сказках обычно высмеиваются недостатки богатых, жадных, жестоких, злых людей. Простая девушка оказывается умнее попа, царя, простой солдат — смекалистее генерала.

Сказки — неисчерпаемый источник радости для детей, они учат мечтать, любить добро и ненавидеть зло, способствуют духовному развитию, В сказочной форме окружающий мир открывается для детей доступнее и понятнее. Сказки раскрывают красоту и поэзию родной природы, историю страны и ее народа, прививая тем самым детям любовь к родному краю, к Родине.

Самые короткие произведения народного творчества — пословицы, поговорки, прибаутки. Они несут глубокий смысл, остроумны, веселы и метки, их любят дети. Посоветуйте родителям пользоваться ими в повседневной жизни. Можно сделать небольшую тематическую подборку пословиц, поговорок и познакомить с ней родителей.

 

ПОСЛОВИЦЫ

О Родине и ее защитниках

Велика русская земля, и везде солнышко.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина — мать, умей за нее постоять.

На родной стороне и камешек знаком.

Солдатское дело — воевать храбро и умело.

Умелый боец везде молодец.

О дружбе, верности и любви

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Не надобен клад, если в семье лад.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена.

О книгах, об ученье

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

Грамоте учиться — всегда пригодится.

Не учись разрушать, а учись строить.

Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.

Умную речь хорошо и слушать. '

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Без наук как без рук.

О труде, о дружной работе, смекалке

Кончил дело — гуляй смело.

Делу — время, потехе — час.

Дело мастера боится.

Не спеши языком, спеши делом.

Скучен день до вечера, коли делать нечего,

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнешь.


ПОГОВОРКИ

Как с гуся вода.

Ни к селу ни к городу.

Чужими руками жар загребать.

Как снег на голову.

Легок на помине.

Чудеса в решете.

Как гром с ясного неба.

Более сложное дело для родителей — оказать ребенку помощь в усвоении элементарных математических представлений. Поэтому воспитатель должен ознакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы. Необходимо, чтобы дома у ребенка был разнообразный материал, способствующий развитию математических способностей. Его можно приобрести в магазине или сделать самим. Счетным материалом могут служить разнообразные дидактические игрушки, игрушки-самоделки. Для их изготовления хорошо посоветовать использовать местный природный материал: шишки, желуди, поделки из дерева, соломки, камешки, ракушки. Образцы с соответствующими рекомендациями выставляются в «Уголке для родителей».

Следует объяснить родителям, что важным условием подбора счетного материала является его художественное оформление, так как внешний вид имеет большое значение для успешного обучения детей. Красивое, привлекательное на вид пособие вызывает у ребенка положительные эмоции, желание поиграть с ним.

Дошкольники проявляют повышенный интерес к счету. Дети 6—7 лет, а иногда и трехлетние малыши считают до 100 и более. Счет в подавляющем большинстве таких случаев сводится-к механическому заучиванию числительных. Нужно предостеречь родителей от такого рода увлечений. Лучше, в зависимости от уровня развития каждого ребенка, порекомендовать родителям дидактические и подвижные игры. Многие из них способствуют не только формированию у детей элементарных математических представлений, но и развитию внимания, ориентировки в окружающем, памяти, воли, пониманию и правильному использованию таких слов, как много, мало, меньше,
больше, сегодня, завтра, вчера, близко, далеко, напротив, вдали, вблизи и т. д.

Знакомя родителей с задачами и содержанием развития у детей элементарных математических представлений, нужно подчеркнуть разницу в объеме знаний, необходимых ребенку младшего, среднего и старшего возраста. Так, если ребенку 4 года, следует помочь ему лишь различать понятия «длиннее — короче», «толще — тоньше», «больше — меньше», «одинаковые», «много» и «один», равенство и неравенство групп предметов; научить его узнавать простейшие геометрические формы: круг, квадрат, треугольник; пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. С детьми же 6—7 лет эта работа наполняется более глубоким содержанием.

Советы о том, как способствовать развитию у детей элементарных математических представлений, можно дать и на родительском собрании и на консультации, где присутствует неболь¬шое число родителей, и индивидуально, в зависимости от характера вопроса.

Дети дома охотно рисуют красками и карандашами, лепят, вырезают, мастерят разнообразные поделки. Поддерживая и развивая интерес детей к изобразительной деятельности, родители способствуют формированию умения видеть прекрасное в жизни и искусстве, стремлению отобразить увиденное в своем творчестве, совершенствовать художественный вкус.

Изобразительная деятельность имеет особое значение для подготовки детей к обучению в школе, для формирования у них умения и желания учиться. Отражая в своем творчестве разнообразные предметы и явления, дети уточняют и расширяют свои представления об окружающей действительности, приобретают новые знания. В процессе разнообразной изобразительной деятельности развивается рука ребенка, глазомер, координация движений, умение ориентироваться; соотносить предметы в пространстве.

Вопросы, касающиеся организации изобразительной деятельности детей в семье, выносят на консультации, групповые и общие родительские собрания. Отводится этому место и в «Уголке для родителей».

Расположить весь материал можно по нескольким разделам, например: «Чему мы должны научиться», «Чему мы научились», «На что следует родителям обратить внимание дома», «Как правильно руководить изобразительной деятельностью ребенка в семье». В разделе «Чему мы должны научиться» в доступной форме следует ознакомить родителей с требованиями «Программы воспитания в детском саду» по разделу изобразительной деятельности.

Рассказать об успехах детей в изобразительной деятельности за определенное время воспитатель может в разделе «Чему мы научились». Предлагая родителям этот материал, не следует выделять ни тех, кто- лучше, ни тех, кто хуже рисует. Можно, например, отмечая достижения ребят в умении закрашивать краской все части рисунка, ограничиться замечанием: «Некоторые дети еще не очень хорошо овладели этим навыком. Но если они потренируются дома, то смогут выполнять задания успешно». Рисунки детей подскажут родителям, к кому конкретно обращена фраза.

Подведение итогов работы за определенный период помогает родителям, сравнивая достижения детей группы с успехами и неудачами своего ребенка, искать пути для оказания ему помощи.

В разделе «На что следует обратить внимание дома» даются советы, содержание которых диктуется как общепедагогическими задачами, так и ситуацией, сложившейся в группе. Например, родителям детей младшего возраста целесообразно рассказать об особой значимости положительной оценки в воспитании малышей.

О том, какие условия надо создавать дома для развития навыков изобразительной деятельности ребенка, можно рассказать в «Уголке для родителей» под рубрикой «Как правильно руководить изобразительной деятельностью ребенка в семье». Надо посоветовать родителям прежде всего отвести определенное место для -занятий. Все пособия расположить так, чтобы они всегда были под рукой, чтобы ребенок, начав работу, не отвлекался в поисках бумаги, красок, клея и т. д. Здесь же должны быть даны рекомендации к приобретению пособий: какие кисти, краски и карандаши приобрести для данного возраста дошкольника, какую по цвету и качеству бумагу лучше использовать в детских работах и т. п.; некоторые практические советы: как подготовить глину для занятий лепкой, как хранить кисти, как пользоваться красками.

Для демонстрации рисунков и аппликаций на планшетах, рейках и другом демонстрационном оборудовании закрепляются карнизы, подставки, зажимы. Не следует прикреплять рисунки детей кнопками, пластилином. Это нарушает эстетику оформления стенда.

Демонстрацию детских работ целесообразно сопровождать короткими пояснениями, которые позволили бы родителям уви¬деть в детском творчестве успехи и направляли бы их внимание на дальнейшее совершенствов ание навыков ребенка. Например, для младшей группы достижением следует считать умение детей проводить прямые и замкнутые линии, в очертаниях цветовых пя¬тен видеть сходство с реальными предметами.

В подготовительной к школе группе требования к изобра¬ительной деятельности ребенка значительно возрастают. Здесь уже следует обратить внимание родителей не только на умение отражать в рисунках предметы и явления окружающей действительности, но и подчеркивать их характер, подмечать различные цветовые оттенки, характерные движения человека и животных, пропорциональность соотношения фигур в скульптурных группах (лепка).

Во время демонстрации детских работ можно дать родителям конкретные советы, как помочь ребенку ориентироваться на листе бумаги, как рисовать красками, не смешивая разные цвета, или, наоборот, уметь найти нужный тон, смешав их; как заштриховать рисунок, пользоваться клеем и ножницами, проводить горизонтальные и вертикальные линии, использовать в работах мотивы народного творчества.

Для каждого вида работ хорошо сделать демонстрационные доски, планшеты, стенды. Детскую лепку, работы по конструированию можно показать на доске, на которой для каждого ребенка определена ячейка с его фамилией и именем либо меткой. Такую демонстрационную доску могут сделать родители из фанеры, пластика, металла. Размер ячеек определяется в зависимости от места, которое отводится для демонстрационной доски (примерно 8—10 кв.см). Удобнее пользоваться доской, если она обрамлена по периметру и линиям, разделяющим ячейки, планкой, высота которой не превышает 1 см.