Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

 

Экскурсии и прогулки в летнее время (автор: Е.Б.Геннингс, методист Московского городского дошкольного методического кабинета)

В летних условиях прогулки и экскурсии за пределы участка занимают большое место в воспитательной работе.

Прогулки на луг, в поле, лес, на водоем, к железной дороге, в ближайшее колхозное или совхозное хозяйство расширяют кругозор детей, обогащают их новыми впечатлениями и всегда доставляют детям удовольствие, радость.

Известно, что впечатления, полученные в детстве, оставляют глубокий след в сознании человека и нередко запоминаются на всю жизнь. Но впечатления от непосредственного общения с окружающей жизнью у детей часто бывают расплывчаты, неточны. Для того чтобы этот опыт детей стал материалом для развития их мышления и послужил основой для образования правильных, четких представлений, необходимо направленное руководство воспитателя восприятиями и наблюдениями детей.

Наша действительность богата такими фактами и явлениями, которые воспитатель должен широко использовать в работе с детьми. Вблизи дач, куда выезжает большая часть детских садов, можно встретить самые разнообразные объекты, интересные и доступные для наблюдения детей. Это и станция железной дороги, и строительство нового моста через речку, и постройка клуба или других каких-либо зданий в поселке, это и летние пионерские лагеря, дома отдыха и санатории для трудящихся, и, конечно, чудесные рощи, луга, поля, леса и водоемы!
Воспитателю надо прежде всего самому хорошо познакомиться с ближайшим окружением дачи» чтобы решить, с чем необходимо познакомить детей, как наиболее интересно и доходчиво показать роль труда и заботу о людях в нашей стране.

Показывая детям старшей группы пионерский лагерь, красиво оформленный парк ближайшего санатория или дома отдыха, воспитатель подчеркивает, как хорошо организован отдых детей и взрослых.

Воспитанников детского сада привлекает общий порядок в лагере, подъем флага, беседы пионеров у костра, спортивные игры, о которых так увлекательно рассказывают им пионеры во время встреч. Малышам хочется быть похожими на пионеров, быть такими же смелыми и сильными, жить в палатках и ходить в походы. Эти яркие впечатления дети отражают в своих творческих играх.
Интересно можно организовать с детьми всех групп экскурсии к железной дороге.

Внимание малышей воспитатель обращает на то, как быстро идут поезда, как они останавливаются у станции и из них выходят люди, какие длинные товарные поезда проезжают мимо.

В средней группе, кроме того, интересно отметить «работу» светофора, рассказать о его назначении, проследить за сменой сигнальных огней; обратить внимание на разный состав поездов, на внешний вид электрического и парового поезда.

Детям старшей группы можно показать стрелку, перевод путей; рассказать о работе машиниста, кондуктора; посмотреть с детьми билетную кассу, расписание поездов; рассказать детям, что делает начальник станции, посмотреть, как он отправляет поезда.

Надо широко использовать все возможности, чтобы и в летних условиях показывать детям разнообразные виды труда взрослых. На участке детского сада дети видят такие примеры ежедневно: шофер привез продукты, дворник поливает и подметает участок, няни готовят воду для обливания и т. д.

А за пределами участка? Наблюдая с детьми во время прогулок, как трудятся взрослые, воспитатель объясняет: «Вот строится новая дача для детского сада», «Здесь копают колодец, чтобы у всех была чистая вода», «Дорогу и мост чинят для того, чтобы легче было проехать».
А сколько нового, интересного дети увидят во время прогулок в природу!

Надо смелее, увлекательней вводить детей в мир природы, направлять их внимание на такие предметы и явления, которые особенно ценны для формирования правильных, четких представлений о жизни растений, животных, о работе человека в природе.

В зависимости от ближайшего природного окружения, каждая группа детского сада имеет свое любимое место ежедневных прогулок: небольшая рощица, лужок или полянка в лесу. Здесь дети играют, бегают, собирают цветы, наблюдают за бабочками, жуками. Воспитатель руководит деятельностью детей, играет с ними, организует наблюдения. В процессе этих ежедневных прогулок воспитатель может показать детям много нового и интересного.

Детом можно совершать с детьми и более длительные, далекие прогулки — этому способствует и облегченная одежда детей и теплая погода.

Кроме повседневных прогулок, с детьми средней и старшей групп организуются 1—2 раза в неделю экскурсии с четко намеченным программным содержанием.

К каждой экскурсии воспитатель должен хорошо подготовиться: продумать, что и как показать детям, как организовать наблюдение, какие поставить вопросы; предусмотреть также, где лучше расположиться с детьми на отдых, с какого места полюбоваться красивой картиной природы; учесть, что надо взять с собой (корзиночки, сачки, ведерки), что подготовить в уголке природы для размещения материала, принесенного с экскурсии (вазы для цветов, банки для насекомых, террариум для лягушки или ящерицы).

В процессе экскурсии следует всемерно активизировать детей: не объяснять слишком много, а предлагать детям «найти», «рассмотреть», «собрать».

Очень важно при ознакомлении детей с каким-либо растением, животным дать это растение каждому ребенку, а пойманных животных, обитателей водоема, иметь в нескольких экземплярах.

При сборе материала на экскурсии нужно давать детям одинаковые задания, например: всем принести еловую и две сосновые шишки, найти кустик с цветущей и зеленой земляникой и выкопать его для пересадки, всем собрать семена подорожника (для подкормки
Чтобы дети лучше усвоили знания, полученные на экскурсии, необходимо закреплять их на разнообразных занятиях (рисование, беседы, чтение, дидактические игры), а также в процессе ухода за растениями и животными, помешенными в уголок природы.

На одно и то же место можно совершать с детьми экскурсии не один раз. На повторных экскурсиях уточняются, закрепляются и расширяются представления детей о том, что они видели ранее; дети имеют также возможность сравнить, сопоставить, сделать с помощью воспитателя выводы, заключения, наблюдая знакомый уже предмет в другое время дня или в новой ситуации.