Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

 

Физическое воспитание детей летом (автор: С. Я. ФАЯНШТЕПН, методист Московского городского дошкольного методического кабинета)

Летний сезон справедливо рассматривается как наиболее благоприятный для укрепления здо¬ровья и физического развития детей.
Красота природы в период ее расцвета, чистый све¬жий воздух, наполненный ароматами растений, река, солнце — все это оказывает благотворное влияние на нервную систему детей, укрепляет их организм.

В то же время лето таит и некоторые опасности для здоровья детей — опасность перегрева, снижения аппетита и общей расслабленности в жаркие дни, солнечного ожога, нервного перевозбуждения, утомления от излишних движений, неблагоприятного воздействия воды на детский организм при неумеренном пользовании ею.

Задача детского сада — использовать благоприятные для укрепления здоровья и физического развития детей условия летнего времени и предохранить их от возможных опасностей.

Опыт детских садов показал, что эта задача успешно решается только совместными, дружными усилиями педагогического, медицинского и обслуживающего персонала и его своевременной подготовкой к летней оздоровительной работе.

Обычно подготовка к лету начинается задолго до его наступления. План летней оздоровительной работы во всех деталях обсуждается в коллективах детских садов, при этом определяется роль каждого работника.

Мероприятия по физическому воспитанию намечаются заведующей и врачом с учетом конкретных условий, в которых будут жить дети в летнее время. В них предусматривается работа по профилактике детских заболеваний, режим каждой группы, мероприятия по налаживанию рационального питания, по закаливанию детского организма и развитию движений у детей, охране их нервной системы, воспитанию правильной осанки. Продумывается также, какая будет проведена работа с детьми ослабленными и нуждающимися в особом подходе.

Хотя врач наблюдает детей в течение всего года, обычно перед летним сезоном он проводит тщательное медицинское их освидетельствование, устанавливая состояние здоровья и особенности физического развития каждого ребенка. Медицинские обследования и антропометрические измерения, конечно, не являются самоцелью, а должны учитываться в работе с детьми — без этого немыслима правильная постановка физического воспитания. Поэтому результаты обследований детей врачом и выводы из них доводятся до сведения воспитателей и родителей. Большое значение для более глубокого изучения ребенка имеет проведение врачом медицинского осмотра детей в присутствии воспитателей и попутная беседа с ними о каждом ребенке и о мерах охраны и укрепления его здоровья.

Подготавливая детей к лету, медицинский персонал проводит необходимое лечение (противоглистное, санацию полости рта и др.) с тем, чтобы ничто не препятствовало оздоровлению детей и хорошему их самочувствию.

Обычно весной организуется в детских садах изучение правил охраны жизни и здоровья детей. Педагоги и обслуживающий персонал должны хорошо их знать, постоянно руководствоваться ими и уметь оказать детям первую помощь в случае внезапного заболевания. Такая подготовка нужна, чтобы целесообразно использовать каждый летний день для укрепления здоровья детей.

Физическое воспитание детей летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в осенне-зимний и весенний период.

Как известно, естественнонаучной основой физического воспитания является физиологическое учение академика И. П. Павлова.

Большое значение для правильной постановки физического воспитания имеет указание академика И. П. Павлова о единстве физического (соматического) и психического. Настроение ребенка, его самочувствие в коллективе товарищей, взаимоотношения с окружающими взрослыми — все оказывает влияние на его здоровье. Это особенно важно учитывать в летний период,
когда воспитанники детских садов выезжают за город на дачи и когда дети, вне привычных условий жизни в семье, нуждаются в исключительно внимательном, материнском отношении со стороны воспитателей и других работников детского сада.

В практике работы наших детских садов немало примеров чуткости и особой близости воспитателей к детям, возникающей в период жизни на даче. Еще до переезда на дачу такие воспитатели создают у детей радостное ожидание того нового, что ждет их за городом. Радостное настроение поддерживается у детей и в трудный день переезда на дачу, когда они расстаются с родными и близкими.

Утром у подъезда детского сада остановилось несколько украшенных флажками автобусов. Спокойно и организованно рассаживаются в них дети. Никакой суеты. Дети накормлены, на дорогу взят запас кипяченой воды. Каждый сотрудник знает, где его место, каковы его обязанности. Родители передают детей непосредственно воспитателям групп, которые внимательно выслушивают последние просьбы родителей. Каждый автобус сопровождают 2—3 взрослых. Сейчас автобусы тронутся с места — не загрустит ли кто-либо из детей при прощании с родными? Крепко держится за руку бабушки Лена; Толя плаксиво просит маму сесть в автобус и поехать вместе с ним; нахмурилось лицо у Саши. Проводы и прощание детей с родителями непродолжительны. К автобусу спешит Мария Николаевна (воспитатель), в руках у нее кукла — «Красная шапочка», одетая по-дорожному, с чемоданчиком и корзиночкой для грибов и ягод. «Красная шапочка» чуть не опоздала, она едет с детьми на дачу. Мария Николаевна поручает Лене усадить ее на место. У девочки заблестели глаза и, отпустив руку бабушки, она усаживается в автобус, прижав к себе куклу. У другого автобуса Елена Сергеевна (воспитатель) передает детям «чемодан сказок» — это ярко оформленная коробка, в ней сказки, которые она будет им читать и рассказывать на даче. Тронулись в путь, дети машут родным, лица их веселы и довольны.

Особенно заботит воспитателей настроение детей в первые дни жизни «а даче, тогда, когда они только начинают привыкать к новым условиям. Немало случаев, когда оба воспитателя группы решают первую неделю работать вместе, чтобы быть при детях в течение всего дня. Вечером они уходят из группы, когда дети заснут, а рано утром они снова с детьми.

...Широко распахнуты окна. Тишина. Только свежий утренний ветер слегка шевелит занавески. Лучи солнца, пробиваясь сквозь зелень, скользят по стене, по белым постелям, заглядывают в глаза. «С добрым утром!»

Головы детей поднимаются от подушек, полусонные глаза устремлены на вошедшую в спальню воспитательницу. Татьяна Ивановна — ночная няня — рассказывает, что дети спали спокойно, все чувствуют себя хорошо. Мария Петровна подходит к кроваткам, приглядывается к детям, наклоняется к ним, что-то доброе говорит им, с интересом слушает их, отвечает на их вопросы, и оживают улыбкой лица детей. Взгляд Толи испуганно устремлен на стену — там жук, которого он боится. Мария Петровна замечает этот взгляд ребенка. Она опешит к его кровати. Приласкав мальчика, осторожно снимает жука со стены, предлагает Толе вместе выпустить его в окно.

«Какое красивое утро сегодня! А на огороде что-то новое появилось! Кто из вас первый заметит это новое?» Миг — и соскочили дети с кроватей. Ожил, наполнился звонкими голосами просторный дом. Тон воспитателя, умение душевно поговорить с ребенком, выслушать его, понять его запросы, учесть его домашние привычки, даже форма обращения к ребенку - называют ли его казенно, по фамилии, Сергеев, Петров или ласково, по имени, Сережа, Петя — все это влияет на настроение детей, определяет их отношение к детскому саду.
Следует иметь в виду, что для здоровья детей крайне важно поддерживать у них бодрый жизненный тонус, стремление и интерес к деятельности, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни на даче среди сверстников.

Каждому педагогу известно, что бодрыми и активными бывают дети, если жизнь их налажена, если созданы условия для разнообразной деятельности и воспитательная работа с ними содержательна. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякая пустота, бездействие дезорганизует детей, расслабляет их организм, порождает тоску, скуку, апатию. Деловое настроение важно создать у детей с самого утра и поддерживать в течение всего дня.

Средняя группа. Утро. Дети быстро встают и, натянув на себя трусики, выбегают на площадку. Воспитатель возвращает Женю в спальню — он должен до завтрака быть в майке. Все быстро собираются на площадке перед домом. Дети знают, что они делают гимнастику «как пионеры» прямо с постели.

На площадке по порядку 
Становись скорее в ряд! 
На зарядку, на зарядку 
Собираем всех ребят!

— доносится с площадки, и дети под этот веселый призыв воспитателя привычно строятся для гимнастики. Но вот гимнастика окончена. Часть детей подходит к умывальнику, другие — оправляют постели.

Постепенно площадка вновь наполняется детьми, закончившими свой туалет. Утром до завтрака воспитатель поощряет игры с движениями, сам организует их. Несколько мальчиков катают по дорожке обручи. Две девочки нарисовали на земле «классы» и затеяли игру. Группа детей занялась прыгалками. На крыльце устроились «рыболовы» — они ловят самодельными удочками воображаемых рыбок. Несколько девочек подметают веником площадку перед домом кукол, затем переставляют в нем мебель.

Воспитательница наблюдает за детьми и вовремя приходит каждому на помощь. В то же время от ее внимания не ускользает, как идет работа дежурных по уголку природы, по столовой.

Приходит няня с завтраком, дежурные сообщают, что столы накрыты. Воспитатель предлагает детям вымыть руки и сесть за столы.
По мере того как дети оканчивают завтрак, они встают из-за стола, благодарят и задвигают свой стул. Время до занятия опять заполняется играми. А потом занятие.

Сегодня у детей рисование. Оно проводится на тенистой, ровной площадке, где расставлены столы и стулья.
После занятия — снова игры. Но прежде чем отпустить детей, воспитатель напоминает: «Перед обедом будут воздушные ванны и обливание. Как только я позову—сразу надо собраться». Дети расходятся по участку, где много различных игрушек и материалов.
Летом вносятся изменения в режим дня детей. Ежедневно в каждой группе проводится только одно занятие. Оно организуется утром после завтрака на затененной площадке или в лесу на лужайке. Только в плохую погоду занятия переносятся в помещение.
Если на занятиях используется мебель (столы, стулья), она подбирается соответственно росту детей и расставляется на ровной, хорошо утрамбованной площадке. Детей не следует усаживать против солнца, так как резкий солнечный свет слепит глаза и вреден для детского зрения.

Помимо общих коллективных занятий, воспитатель в течение дня несколько раз объединяет детей для совместной прогулки, подвижной или дидактической игры, наблюдений природы или общественной жизни, прослушивания радиопередачи или патефонной пластинки, рассказывания сказки и др.
В часы, когда очень жарко, дети привлекаются к деятельности, «не требующей особого напряжения умственных и физических сил. Эти часы целесообразно проводить с детьми на тенистом участке или в лесу (если он близко). При этом дети не должны оставаться в бездействии — это вредно для них и очень утомительно.

Значительная часть дня отводится летом на игры детей. Дети играют до завтрака, между завтраком и занятием. Но особенно много времени остается у них между занятием и обедом, а также после дневного сна. Играют дети не только на участке, но и в лесу, на лужайке. Игра, руководимая воспитателем,— лучшее средство укрепления сил ребенка.

Лето нужно всемерно использовать для организации игр детей с движениями. Поэтому на участке каждой группы подбираются игрушки и пособия, пользуясь которыми дети упражняются в разнообразных движениях, полезных для физического развития.
Воспитатель, руководя играми, заботится о чередовании детской деятельности: после игр, требующих значительных физических усилий, привлекает детей к более спокойным играм. Он следит, чтобы дети не перегревались, чтобы меняли позу, так как длительное пребывание детей в положении стоя, сидя или лежа, сидение на корточках затрудняет кровообращение, дыхание и может привести к искривлению скелета.

Чередование активной деятельности детей и отдыха, движения и покоя особенно важно в летнее время, учитывая быструю утомляемость нервной системы детей и необходимость регулировать процессы возбуждения и торможения.

Полезно для здоровья детей участие в посильном труде. В режиме летнего дня много моментов, когда целесообразно привлекать детей к труду. Утром, как обычно, работают дежурные по уголку природы, по столовой. Между завтраком и обедом, после дневного сна дети могут участвовать в уборке участка, шкафа с игрушками и пособиями, помочь повару нарезать овощи и т.д. 

Особенно полезен труд детей в природе — на огороде, цветнике, в уголке природы. Эти виды труда организуются в часы, когда не жарко.
Следует иметь в виду, что строгое выполнение гигиенических требовании обязательно также при организации трудовой деятельности детей. Участие детей в приготовлении пиши допустимо только в том случае, если эти продукты подвергаются затем термической обработке. Орудия труда, которыми пользуются дети, должны соответствовать их силам и возможностям.

Воспитатель регулирует нагрузку, учитывая силы каждого ребенка. При переноске воды для поливки растений или уборки дети, во избежание боковых искривлений позвоночника, должны иметь небольшие леечки или ведерки в обеих руках.
Увлекательные для детей занятия по изготовлению игрушек-самоделок также требуют гигиенической обстановки и строгого соблюдения правил охраны жизни и здоровья детей. Нужно тщательно продумать организацию этого вида труда и в каждом отдельном случае решать, целесообразнее детям работать стоя или сидя.

Инструменты, даваемые детям, должны не только соответствовать их возможностям, но и обеспечивать безопасность труда детей.
Режим дня строится с учетом естественных ритмов физиологических процессов детского организма. Их изучение позволило наметить наиболее целесообразное время приема пищи ребенком (4раза вдень через 3,5— 4 часа) и его сна (II—12 часов в сутки, из них 1,5—2 часа днем).

Питание дети получают 4 раза в день. Более частое кормление нецелесообразно и может привести к нарушению аппетита ребенка. Летняя пища обогащается свежими овощами, ягодами, фруктами. Большую ценность летом имеют молоко и молочнокислые продукты. В целях предохранения детей от желудочно-кишечных заболеваний летом необходимо особенно строго соблюдать санитарно-гигиенические требования транспортировки продуктов, их хранения и кулинарной обработки пищи.

Летом у детей повышается потребность в питье; удовлетворяя эту потребность, нужно в то же время регулировать количество употребляемой ими жидкости. Для питья детей должна быть всегда приготовлена свежая кипяченая вода в закрытом баке с краном. Хорошо давать морс из ягод или настой шиповника. Ни в коем случае недопустимо во время прогулки давать детям пить из одной чашки, слегка лишь ополаскиваемой водой. После каждого ребенка чашку нужно мыть в соответствии с установленными гигиеническими требованиями.
Режим питания должен строго соблюдаться.

Завтрак следует давать не позднее чем через час после подъема детей, примерно в 8 часов 30 минут. Известно, что он составляет около 25% суточного рациона. Поэтому, кроме стакана кофе, какао и бутерброда, дети должны получить какое-либо блюдо из свежих овощей, яиц, молочных продуктов. Блюда из крупы нужно давать детям летом как можно реже.

Обед, составляющий примерно 40% суточного рациона, состоит из трех блюд. В жаркие дни некоторые блюда целесообразно давать в холодном виде. На третье хорошо давать свежие ягоды или фрукты.
Полдник, составляющий примерно 10—15% суточного рациона, в основном удовлетворяет потребность детей в питье. На полдник им дается стакан жидкости (молоко, кефир, чай, кисель, морс из ягод), булочка, печенье, ягоды, фрукты, сладости.
Ужин, составляющий около 20% пищевого рациона, дети получают не позднее чем за 1—1,5 часа до сна.
Очень хорошо, когда питание детей организуется на воздухе — в тени или на веранде. Стол и стулья расставляются так, чтобы дети сидели свободно, чтобы им было удобно.

На даче используются все те же предметы сервировки стола, что и в городе. На каждого ребенка требуется чашка с блюдцем, тарелка глубокая и мелкая, ложка чайная и десертная, вилка, а в старшей группе и нож. Столы покрываются в ряде случаев не белыми, а клеенчатыми скатертями — они гигиеничны и удобны, их не сдувает ветром; в некоторых детских садах столы покрыты слоистым пластиком — за такими столами дети едят без скатертей.

В младшей группе столы накрывает няня при участии детей, а в средней и старшей группе дети делают это самостоятельно. К началу лета дети обычно имеют уже необходимые навыки накрывания на стол.

Старшая группа. Сегодня дежурит Славик и Таня. Они вымыли руки, одели белые фартуки. Узнав, какое сегодня меню, они приступили к работе: подравняли на всех столах скатерти из клеенки, доставили на середину каждого стола хлебницу с тонко нарезанными кусочками хлеба, по два бокала с салфетками, разложили приборы — ложку <и нож с правой стороны, а вилку с левой. На вопрос заведующей, почему они так раскладывают приборы, они объяснили: «Вилку держат в левой, а нож в правой руке, поэтому их удобнее брать, когда они так лежат». Няня принесла суп и разливает его на раздаточном столе. Дежурные говорят воспитателю, что все готово, можно садиться за стол. Проверив, все ли действительно готово, правильно ли накрыты столы, воспитательница приглашает детей к столу.

Чтобы избежать томительного ожидания, воспитатель предлагает детям мыть, руки только после того, как столы накрыты и из кухни принесено все, что понадобится для начала еды. После окончания еды дети встают из-за стола, не дожидаясь друг друга.
Дети должны садиться есть в спокойном состоянии, тогда пища лучше усваивается организмом. Поэтому перед приемом пищи нужно дать детям отдохнуть в тени и не допускать шумные возбуждающие игры и занятия, особенно на солнце.

Добиваясь спокойной обстановки и организованного поведения детей за столом, нельзя в то же время подавлять их активность, иначе они едят вяло и впадают в сонливое состояние. Полная тишина и неподвижное состояние оказывают на детей, особенно младшей группы, подавляющее действие. Воспитатель привлекает внимание детей к приятному виду пищи, добивается, чтобы они съедали положенную порцию. В летний период детей продолжают приучать пользоваться салфетками не только по окончании еды, но и в процессе ее, по мере надобности. У детей младшей группы полотняные нагрудники используются не только для защиты платья от загрязнения, но и для вытирания рта.

Формирование у детей навыков культурной еды должно быть постоянно в поле зрения воспитателя. Следует учесть, что на воздухе или веранде многое отвлекает детей от еды (полет бабочки, скользящие по стене солнечные блики, шелест листьев и многое другое), и они, забывшись, нарушают иногда усвоенные в детском саду правила поведения за столом. Замечания не следует делать в раздраженном тоне — это вызывает ответное раздражение у детей. Воспитатель в своих замечаниях, сделанных настойчиво, но терпеливо и в доброжелательном тоне, напоминает детям, как нужно вести себя за столом, как нужно есть. Такие замечания помогают закреплению навыков культурной ед