Профилактика детской нервности (Тонкова-Ямпольская Р.В.,Черток Т.Я.) У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятельность находится в стадии активного становления. Ранее мы рассматривали условия, которые необходимы для оптимального формирования реакций, образующихся и протекающих по принципу условного рефлекса. Это основные функции системы высшей нервной деятельности, которая у человека трансформируется в сложные психические явления и процессы, формы человеческого мышления. Если нет оптимальных условий для формирования психики ребенка начиная с самого раннего детства, могут возникнуть функциональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающиеся в первую очередь в многообразных формах неадекватного поведения. При неправильном подходе взрослых формы неадекватного поведения закрепляются, приобретают более стойкий характер, возникают неврозы. Тогда требуется уже соответствующее лечение, определяемое психоневрологом или психиатром. В ряде случаев, если не лечить ребенка, неврозы приводят в дальнейшем к неблагоприятному развитию личности.
Нарушение поведенческих реакций Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, с увлечением играет самостоятельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет требования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложится спать и т. д. Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна. Так, будучи увлечен игрой, малыш может не сразу ответить на предложение воспитателя идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают игрушку или уводят его от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от незначительного порицания или неудачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременные непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить. Причины возникновения неадекватного поведения Как ликвидировать неадекватные формы поведения Неврозы у детей Воспитание ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственное навязывание ему такого поведения, которое не соответствует его потребностям, игнорирование его как личности, частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким проявлениям нервности, которые уже выходят за рамки форм неадекватного поведения, закрепляются как патологическое состояние — неврозы. |