Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Формирование представлений о профессиях посредством сюжетных игр 
(В.Федоренко)

Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии на самой начальной стадии, а именно в период до седьмого года развития. На их значение неоднократно указывали выдающиеся отечественные педагоги. А. С. Макаренко считал игры школой подготовки детей к жизни. В статье «Роль игры в детском саду» Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания».

В советской педагогике игры рассматриваются как специфическое отражение действительности.

Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они формируют личность маленького гражданина и придают детскому знакомству с жизнью трогательную прелесть и неповторимость, вносят элемент творчества в действия детей.
Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Неверный подход к воспитательной работе с детьми со стороны педагогов и родителей иногда приводит к постеленному потускнению и ослаблению этого прекрасного качества детей. Так, еще в дошкольном возрасте, не прививая любовь к играм, мы можем привить детям равнодушие и к учебе, и к будущей работе.

Вот почему воспитателям следует всячески поощрять интерес детей к труду взрослых, к профессиям, создавать условия для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения. А все это трудно осуществить без сюжетно-ролевых игр,
Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера.

Фактически подготовка детей к проведению игры в профессию начинается еще тогда, когда ни о какой игре с сюжетом не может быть и речи (с самого раннего возраста 1—2 года). Уже тогда ребенок овладевает простейшими навыками (обращение с игрушками, взаимоотношения со сверстниками, формирование речи, первичная наблюдательность и т. д.), которые со временем будут использованы им в игре с сюжетом.
Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого уже можно воссоздать в игре хоть отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
— получения сведений о профессиях от родителей;
— воспитателей детского сада;
— от сверстников и детей более старшего возраста;
— из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми (знакомыми и незнакомыми);
— приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т. д.).

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, ибо на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Попытаемся узнать, как такое воздействие оказывается в семье 5-летнего Игоря.

Родители мальчика, Александр Петрович и Ксения Николаевна Васильчиковы, данному вопросу уделяют большое внимание. Они понимают: именно в дошкольном возрасте можно наиболее эффективно влиять на формирование личности ребенка.

...Как и всегда, Александр Петрович после работы зашел за сынишкой в детский сад. Быстрое самостоятельное одевание. И вот двое Васильчиковых, отец и сын, шествуют домой по родной Спасской улице. Этот путь отец использует для того, чтобы по возможности дополнить сведения, полученные сыном в детском саду, расширить их. Он старается добиться, чтобы сын не просто констатировал факт: дом с каждым днем все больше растет, но и учился видеть за такими изменениями созидательный труд человека: дом растет, так как каменщики строят стены; рамы и двери появляются благодаря плотникам; если в доме появились стекла, значит, здесь уже поработал стекольщик и т. д.
Важно, чтобы ребенок сам наблюдал за работой, видел ее особенности, плоды. Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания.

В семье Васильчиковых стараются на развитие сына влиять постепенно, не опережая событий, не подгоняя их. Именно поэтому им удается добиваться более стойких и глубоких эффектов в воспитании, формировании представлений о профессиях. Хорошо изучив «Программу воспитания в детском саду», родители удачно соединяют свое информативное воздействие с тем, которое оказывает детский сад. Они пытаются в воспитании использовать рекомендации В. А. Сухомлинского в книге «Сердце отдаю детям», Н. К. Крупской в сборнике «О воспитании в семье», в изданиях «Библиотеки для родителей», Л. Ф. Островской «Семейное воспитание. Дошкольники» и др. Подобная литература способствует выработке правильной позиции родителей в разностороннем воспитании детей.

...В магазине Игорь уже неоднократно бывал: и с экскурсией, и с мамой, когда она ходит за покупками. Но все равно интересно пойти туда еще раз, увидеть своими глазами, да и поделиться с папой впечатлениями, а если нужно будет что-либо купить, то и сделать это самому... А может, папа расскажет что-нибудь новое, интересное?! Да и у самого мальчика масса вопросов, ему хочется знать буквально все до мельчайших подробностей.

Само собой разумеется, время, проводимое родителями с детьми вне дома, используется не только на ознакомление с профессиями человека. Но и отводить этому процессу самое последнее место, придавать второстепенное значение не стоит. Тем более если какая-то профессия заинтересовала малыша, то надо всецело и самым полным образом удовлетворить его любознательность.
Наконец, Игорь усвоил отличие естественных предметов от предметов, созданных человеком. И однажды, во время ужина, у него возник вопрос: «А кто делает посуду?» Так у ребенка зародилась в первый раз исследовательская черточка. Теперь главное — не дать ей исчезнуть...
Сын уже знает, что его мама — врач-хирург. Это очень сложная и ответственная работа, от которой зависит здоровье, а порой и жизнь многих, многих людей. И мама их лечит. Она очень чуткая, добрая. Игорь понимает: чтобы быть врачом, надо очень походить на маму, а кроме того, в школе учиться как можно лучше.

В семье у Ксении Николаевны и Александра Петровича используются самые разнообразные средства информативного влияния на формирование представлений о профессиях. И рассказывание сказок, у Ксении Николаевны это получается неповторимо, и чтение детских книг, и семейные сеансы мультфильмов и диафильмов, показ картинок, беседы, прогулки, экскурсии и т. п.

Одним из любимых занятий мальчика является просмотр и отбор рисунков, картин, вырезок для двух альбомов, в которые он с мамой собирает все интересное о ее и папиной работе. Перед тем как занести в альбомы ту или иную иллюстрацию, родители обязательно обсуждают ее содержание с сыном. При последующих просмотрах уже знакомого материала роль рассказчика постепенно переходит к ребенку. Усвоенную информацию он уже может в соответствии со своей фантазией изобразить в процессе игр, в которых среди прочих вспомогательных материалов он применяет и свои рисунки, и изделия из пластилина.

Игорь несколько раз бывал на работе у мамы, видел, как работают в больнице, знает, что все врачи ходят в белых халатах... А вот к папе ему еще предстоит пойти, причем вместе со своим другом Саней, которого тоже очень интересует работа папы Игоря. Шутка ли — ведь он сталевар. А работает на большом заводе, где делают сталь и чугун (так называют железо, из которого изготовляют машины, станки, пароходы, некоторые игрушки, вилки и многое другое).

В беседах с сыном Александр Петрович пытается дать понять сынишке, что такие заводы, как его, составляют основу для всех других предприятий. На металлургических заводах работают люди сильные, крепкие, здоровые.

В этой семье верно пользуются основными принципами информирования дошкольников о работе взрослых: доступность информации, постепенность и последовательность в подаче сведений; использование прямой и косвенной информации; периодическое повторение; сочетание различных средств, комплексный подход; полная свобода разумной инициативе и фантазии.

Воспитатели дают детям информацию о профессиях во время педагогического процесса в детском саду (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности). Эту роль они выполняют и при руководстве играми детей в профессии. Особенность такого руководства в мягком его характере, т. е. оно не должно подавлять инициативу детей, а быть дополнительным источником правильной информации. Воспитатели, участвуя в играх, нацеливают детей на более правильное и точное изображение той профессии, которую они хотят показать.

От педагога во многом зависит воспитание у детей чувства коллективизма, умения подчиняться правилам, в игре выполнять лишь функции человека одной специальности, навыков воплощать свои знания в игре.

Влияние воспитателей и семьи на развитие детей огромно. Чье больше — трудно сказать, поэтому самоустранение родителей от воспитания, предоставление детей самим себе пагубно для психики, характера, умений, знании ребят. Лишь совместные усилия семьи и детского сада дают максимальный педагогический эффект.

Общение с другими взрослыми также может дать сведения о профессии.
При совместном времяпрепровождении дети-сверстники влияют друг на друга, обмениваются сведениями, которые у них имеются. При этом они являются источниками информации, трансформированной через индивидуальные призмы восприятия. Уровень знаний у них приближается к некоему среднему значению, | что и обусловливает примерно равную степень сложности сведений, которыми они обмениваются- С возрастом эта характеристика повышается. Значит, на более младших школьников, старшие уже могут влиять как более опытные и авторитетные товарищи. Отсюда — возможность оказания информативного влияния шефов — октябрят и пионеров.
И, наконец, источник различных данных о профессиях — сами дети. Так, узнав от кого-либо о каком-то виде работы, малыши при первой же возможности стараются увидеть, как она протекает и кто ее выполняет.

Поэтому-то нередко можно наблюдать, как ребенок с неподдельным восхищением следит за каждым движением дворника, старается заглянуть под машину и узнать, что это делает там шофер, когда машина вдруг испортилась, с восторгом и сомнением смотрит на огромную сумку почтальона или на ящичек врача «скорой помощи».

Закачивая рассматривать источники информирования детей о профессиях, хочется сделать несколько выводов.
Родители, воспитатели, другие взрослые и дети, равно как и сам ребенок, — источники информации, которая воспринимается индивидуально, в зависимости от уже сложившихся представлений. Следовательно, даже у двух ребят не может быть одинаковым усвоение одного и того же материала, оно сугубо индивидуально. Восприятие эффективно, если ребенок заинтересован темой информации и относит ее к категории «важной» (а дети многое относят к самому важному). Без этого усвоение минимально и знания непрочны. Усвоение информации происходит при творческой ее обработке. Из совокупности знаний формируется образ профессии, который может реализоваться непосредственно в процессе сюжетно-ролевой игры.

На ход игры влияют взрослые (содействие организации и проведению, поддержание правильного отображения профессии в игре, участие в ней, контроль за взаимоотношениями и т.д.) и сами дети (вследствие разных индивидуальных характеров, представлений по теме игры у каждого ребенка). Во время игры происходит дополнительное восприятие сведений и их усвоение. При этом совершенствуются знания о профессиях (дополняются, углубляются, усложняются, исправляются и т. п.). А значит, и образы этих профессий у детей становятся более полными и содержательными.

Игра — жизненная необходимость для ребенка. Поэтому практически везде, где есть возможность: дома и в детском саду, в парке и во дворе, на пляже и в гостях — малыши играют.

Сюжетно-ролевая игра представляет собой особый вид игры, характеризующийся наличием определенной темы или сюжета (в нашем случае — какой-то профессии), которые воспроизводятся в игре, при этом дети берут на себя исполнение конкретных ролей.
Дети могут заниматься данным видом деятельности в одиночку. При этом они зачастую не испытывают ничьего влияния, а значит, могут дать простор своей собственной фантазии. Воздействовать на ход такой игры, очевидно, не всегда целесообразно. Допустимо лишь щадящее воображение ребенка воздействие, как правило, косвенное, чтобы упредить формирование неправильных представлений. Ведь если малыш сам поймет свои ошибки, то не только лучше усвоит правильную информацию, но и постепенно будет учиться из массы получаемых сведений выделять верные.

4-летний Руслан Кабанов играет в летчика. В его сознании зафиксировались сведения, касающиеся лишь военных летчиков. Как следствие он начал «обстреливать» врагов (кукол) мячиками, шариками, безжалостно «бомбардировать» машины кубиками, другими игрушками. Несколько автомашин при этом сломались. Налицо — категорически нежелательные проявления: поломка игрушек, чрезмерный шум. Поэтому-то вмешательство родителей оказалось необходимым. Иван Владимирович от имени противника признал поражение. Ребенок остался доволен своей победой. И уже затем пошел разговор об игрушках, труде рабочих, сделавших их. Тактично отец поинтересовался, не захочет ли Руслан чуть позже снова поиграть игрушками. Подумав, малыш ответил утвердительно. «А какими? Ведь при неаккуратном обращении они скоро все сломаются...»

Впоследствии мальчик никогда уже не портил игрушки.
Заметив, таким образом, у ребенка интерес к специальности пилота, родители постарались предельно расширить его знания по профессии. Они рассказали ему об особенностях работы летчика, качествах, необходимых для нее, о многообразии воздушных специальностей. Они добились, что Руслан перестал относить летчиков только к военным... Теперь в его играх появились новые роли: пилот пассажирского самолета, сельскохозяйственного, почтового, санитарного, грузового, пожарного (постепенно, к 6—6,5 годам).

Мама его, Евгения Евгеньевна, купила конструкторы самолетов для склеивания («Миг-21», «Ан-2», «Ил-14», «Ту-144з>, «Ан-24» и др.). Сборкой моделей занялись отец с сыном. Конечно, первоначально- Руслан был слабым помощником, зато вскоре смог сам выполнять большинство работ (намного раньше своих сверстников). Теперь он играл уже с моделями, в изготовлении которых принял участие. Он познал нелегкость изготовления игрушек даже из готовых деталей. Так игры сочетаются с трудовой деятельностью детей. РЭ
Когда ребенок играет один, то все возможные роли выполняет сам. Но наиболее часто дети ведут игры коллективно, что дает больший эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. При этом, кроме развития представлений о профессии, воспитывается инициатива, творчество, тренируется воображение и фантазия, происходит формирование черт коллективизма и товарищества у дошкольников.

Такие игры возможны везде, где есть группа ребят.
Перед началом игры желательно лишь дополнительное информирование детей по теме предполагаемой игры, которая может начать-• ся либо под непосредственным влиянием (участии) взрослого, либо на подготовленной им почве, либо при проявлении детской, личной или групповой, инициативы в коллективе.

Сюжетными играми в равной мере интересуются и мальчики, и девочки. Бывают заметны некоторые отличия, которые нельзя считать абсолютными. Так, девочки с большим . удовольствием исполняют роли воспитателя, учителя, продавца, повара, врача, портнихи. Ребята же — шофера, солдата, пилота, космонавта, строителя, моряка, рабочего... Однако преобладание подобного направленного интереса не означает, что. допустим, девочки не играют в мальчишечьи игры, — еще как. Да и наоборот.

Вот группа мальчиков средней и старшей групп затеяла игру в рабочих, ремонтирующих машины. Воспитательница Анна Степановна уже проводила экскурсию на авторемонтное предприятие, обсудила с ребятами увиденное, показала им серию картинок... Олегу Соколову очень понравилась работа «ремонтников машин», и он предложил игру. Были собраны разнообразные (исправные и сломанные) машины. Они и составили базу автопарка и ремзавода. Олега единогласно сделали бригадиром ремонтной бригады, Анну Степановну — диспетчером (ответственной за работу машин парка). В игре использовались сделанные детьми небольшие гаражи для машин из строительного конструктора.

Девочки присоединились к играющим. Они взяли на себя функции ремонтников, выполняющих отделочные работы, а также водителей. Так, казалось бы, в мальчишечьей игре, объединились и мальчики, и девочки, и воспитатель.

Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают «засиживания» ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.

Дети играли в почту. Наташа Алексеенко была почтальоном. Роль ей очень нравилась, и она никому не хотела ее уступать, так как считала неинтересным быть телеграфисткой, телефонисткой и т. д. Воспитатель Роза Ивановна помогла малышам найти выход из создавшегося положения. Она рассказала о том, как интересен и полезен труд работников почты, о взаимосвязи, существующей между ними. Дети поняли, что если все будут выполнять один вид работы, например, если все станут почтальонами, то просто им нечего будет делать. А интересной становится любая работа, когда знаешь ее полезность, когда относишься к ней с душой. Теперь и Наташа с удовольствием менялась ролями с другими участниками игры.

Известны слова С. Михалкова о том, что в жизни детей нет незначительных событий. Каждая, казалось бы, мелочь, для них важна. Поэтому, знакомя ребенка с работой людей, необходимо так направлять свои усилия, чтобы у него фиксировались сведения не второстепенные, а самые основные, наиболее полно отражающие данную профессию. Если же ребенка заинтересуют какие-то мелочи, то ими можно дополнить уже имеющиеся представления, но не начинать с них.

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении; от возникновения желания поиграть и до послеигрового периода.

Сюжетно-ролевый игровой процесс можно рассматривать следующим образом: предыгровой "(избирательный) период, подготовительный, собственно игра. Сюда же можно отнести послеигровое влияние данной игры на ребенка, как то: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшего или неясного, желание организовать подобную игру дома, во дворе и т. п.

Малыши-инициаторы или педагог предлагают тему игры. Это уже непосредственная инициатива. Она может выражаться в игре одного из дошкольников — в ходе ее ребята могут присоединяться к играющему.

Во время обсуждения могут предлагаться другие темы. Если хотя бы одна идея придется детям по вкусу, то она одобряется, а затем конкретизируется (например, из предложенных тем для игры дети выбрали колхоз, отбросив предложения играть в железную дорогу, школу, магазин, а затем решили воспроизвести именно работу на ферме. Так приходят к выбору, во что же играть).

Вышеуказанные этапы условны, т.е. носят непостоянный характер в зависимости от конкретных обстоятельств начала игры.
Уже на данном этапе идет обмен сведениями о профессии. (При этом у ребят развивается также способность организовывать и убеждать других.

При подготовке к игре сначала идет отбор будущих игроков, распределение между ними ролей. Если игрушки для игры заранее не отобраны, то идет их подбор. Наблюдая за этим процессом, педагог может сделать вывод о знаниях, имеющихся у детей по теме игры, с тем чтобы при необходимости дополнить их или исправить. Если ребенок сам не говорит, почему он взял для игры тот или иной предмет, то, очевидно, имеет смысл спросить у него об этом: «Рома! Почему для игры ты отобрал именно эту куклу?»

Теперь коллективно устанавливаются правила игры. Распределение функций между ролями практически сводится к повторению перед игрой сведений о действиях, выполняемых специалистом конкретной профессии, к дополнительному обмену информацией.
Необходимо отметить, что два первых периода (избирательный и подготовительный) идут с разной интенсивностью и по-разному в каждом случае.

Игра началась... В соответствии с правилами дети начинают разыгрывать определенную профессию. Вот идет игра в булочную, состоящую из двух отделов (в одном продают различный хлеб, в Другом — торты, пирожные, конфеты). Часть ребят стали покупателями. Петя работает на машине-хлебовозе, Алла — уборщица, Валя и Тома — продавцы, а заводила Димка — завмаг.

Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного «тонуса» игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжаться при понижении интереса ребят.

После интересной игры ребенок долго находится под ее впечатлением.

В играх дошкольники проводят почти все свое время. Поэтому-то формирование основных представлений детей об окружающем мире идет в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в Процессе сюжетно-ролевой игры.

Игры, проводимые в детском саду, запланированы «Программой воспитания в детском саду», указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно-ролевых игр.

Дети II группы раннего возраста (к 1,5 годам) учатся отображать в игре повседневную деятельность взрослых, начинают использовать наборы стройматериалов.

В первой половине третьего года жизни дети уже отображают в игре ряд последовательных несложных действий, переходят к сюжетному строительству.

В конце года воспитатель старается добиться появления несложной ролевой игры (врач— больной, шофер, няня и др.).
Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок, телятниц. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на .тему «транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд советских людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан, штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. Поэтому все изложенное выше относится в наибольшей степени к последней возрастной группе дошкольников, когда сюжетно-ролевые игры достигают наивысшего развития.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.