Главное меню



Designed by:
Joomla Templates!

Предупреждайте капризы малышей (Э.Пилюгина)


Кто из нас не сталкивался с капризничающим ребенком? Одни дети молча отказываются выполнять требования взрослых, другие плачут, бросаются на пол, кричат, бьют руками и ногами об пол. В таких случаях родители считают, что их ребенок капризен. Капризы ребенка дошкольного возраста и грудного младенца совершенно различны в своей основе. У ребенка-дошкольника капризы становятся привычной формой поведения, и он путем капризов добивается от взрослых различных уступок. Капризы становятся преднамеренной формой поведения.

Ребенок первого года жизни капризничает, как правило, из-за дискомфорта, возникающего в связи с удовлетворением органических потребностей или из-за неправильного воспитания. Собственно говоря, у ребенка первого года жизни еще нет капризов, как таковых, но предпосылки для их возникновения вполне реальны. Зарождающиеся капризы могут в дальнейшем стать привычной формой поведения.
Что же такое капризы? Под капризами понимается особенность поведения детей, выражающаяся в неадекватных реакциях малыша на требования взрослых. Действия капризничающего малыша могут на первый взгляд показаться необоснованными и непонятными. На самом же деле все капризы имеют конкретную почву, обоснованную причину, которые не всегда сразу прослеживаются взрослыми.

Оказывают ли влияние капризы на развитие ребенка? Бесспорно. Прежде всего капризы расшатывают нервную систему, могут привести к неврозам. Психоневрологи справедливо считают, что от «безобидного» детского каприза до истерии один шаг. Капризы можно рассматривать как пограничную форму поведения здорового и страдающего нервным расстройством ребенка. Поэтому капризы требуют пристального внимания со стороны окружающих взрослых. Прежде всего в таких случаях надо выяснить причину, вызвавшую капризы, только тогда появится реальная возможность их устранения.

Если родители уверены в правильности воспитательных воздействий на ребенка, но малыш бурно протестует, часто плачет, то здесь необходима консультация врача.

В настоящей статье речь пойдет о тех случаях, когда здоровые дети начинают капризничать, о причинах, приводящих к капризам и их профилактике.

- Пятилетний ребенок бросается на пол из-за того, что ему не разрешили играть мячом в комнате или съесть конфету перед едой. Причина? Он раньше играл мячом в комнате, и ему не запрещали этого, ел конфеты, когда вздумается. Избалованному ребенку, которому раньше все разрешали и к которому не предъявляли никаких требований, ограничений, вдруг предъявлены требования, представляющие для него большие трудности, и ребенок резко протестует.

Может быть и такая ситуация, когда ребенок до предъявления указанных требований — не играть мячом в комнате — сильно утомлен, и тогда самое простое ограничение вызывает у него бурную реакцию.

Некоторые родители ошибочно считают, что капризы — непременный спутник детства, и поэтому не принимают своевременно мер к их профилактике.

Начало капризов надо искать в раннем возрасте, когда причины отклонений в поведении ребенка могут быть прослежены, объяснимы, когда нет еще, собственно, капризов как преднамеренной формы поведения, а есть закономерный протест ребенка против трудностей, естественная реакция на воздействия окружающих.

Капризы обычно сопровождаются плачем, и поэтому плач ребенка нередко рассматривается как каприз. Верно ли это? Далеко не всегда плач малыша является признаком капризов.

Плач грудного малыша — это сигнал какого-то неблагополучия, призыв к помощи. Никто не сомневается в необходимости устранения причин, беспокоящих ребенка. Устранение причин должно быть оптимальным, так как неправильное воздействие взрослых может способствовать развитию капризности.

Совсем маленький ребенок может неспокойно себя вести из-за неудовлетворения органических потребностей: либо он голоден, либо испытывает неудобства из-за одежды, либо у него что-то болит. В таких случаях ни о каких капризах не может быть и речи.
Если ребенок голоден, то он может плакать сразу после кормления или перед кормлением. Если же малыш накормлен, сухой, но плачет, то, возможно, у него что-то болит (чаще всего из-за несовершенства функций пищеварительной системы). Обычно мамы в таких случаях берут ребенка на руки и он успокаивается. В чем секрет такого успокоения? Изменение позы ребенка, тепло материнского тела устраняют боль на некоторое время. Но если ребенка постоянно успокаивают таким образом, он быстро привыкает к рукам и начинает плакать уже не потому, что у него что-то болит, а потому, что хочет на руки. Вот здесь-то и начинается избалованность, а далее — капризы.

Как успокоить малыша, не беря его на руки? Попытайтесь переменить позу ребенка — положите его на живот или поверните с одного бока на другой. Если у ребенка болит живот, то в таких случаях помогает и тугое пеленание живота теплой пеленкой. К 4—5 месяцам функционирование желудочно-кишечной системы налаживается и ребенок становится спокойнее.

Причиной возникновения капризов может служить игнорирование родителями возрастных и индивиальных особенностей детей. Многие родители, стремясь правильно воспитать своего ребенка, эти особенности учитывают. Если же воспитание с рождения не соответствует возрастным и индивидуальным особенностям малыша, то ребенок очень рано начинает протестовать, а взрослые рассматривают его поведение как каприз.

Один ребенок более возбудим, очень активен, другой, наоборот, очень спокоен и даже пассивен. Одних детей кладут в постель, и они сразу же засыпают. Другим, легко возбудимым детям, мешает засыпать и не очень яркий свет, и всякий шум, и даже движения собственных рук и ног. В этом случае требуется совершенно иной подход для устранения возбуждения.

Одной из возрастных особенностей детей раннего возраста является преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Легкая возбудимость детей приводит к отклонениям в их поведении при малейшем нарушении привычной жизни малыша.
Если взрослые укладывают ребенка спать раньше или позже, то он будет естественно протестовать: кладут в постель — кричит, берут на руки — кричит. Каприз это или нет? Конечно, нет. Это вполне закономерный протест ребенка против воздействия взрослого! Несоответствие воздействий взрослого возрастным особенностям ребенка приводит к повышению его возбудимости, и в дальнейшей; он начинает негативно реагировать на вполне обоснованные воздействия взрослых. Вот тогда-то поведение ребенка может рассматриваться как каприз, хотя на самом деле причина такого поведения заключается в несоответствии воздействий взрослых возрастным особенностям детей. Каждый каприз имеет причину, но она не всегда может быть ясна и понятна, поскольку о причинах, порождаяющих капризы, родители могут уже забыть.
Все прекрасно знают, что ребенок плохо засыпает, если перед сном были посторонние люди или долго был включен телевизор (особенно спортивные передачи, футбол, хоккей, характеризующиеся большим диапазоном громкости, частой сменой ритмов). Малыш устал, хочет спать, но не может уснуть. Дело в том, что одной из возрастных особенностей детей раннего возраста является повышенная возбудимость, преобладание процесса возбуждения над процессом торможения. Игнорирование этой особенности может привести к развитию капризности. Необходимо постоянно помнить, что сильные раздражители так действуют на ребенка, что возбуждение проходит не сразу. Чтобы ребенок спокойно заснул в положенное время, необходимо минимум за полчаса до сна устранить лишний шум, яркий свет и другие сильные раздражит» ли, ведущие к перевозбуждению.

Возрастной особенностью ребенка конца первого года и начала второго года жизни является овладение ходьбой. Этот период характерен падениями ребенка, ушибами. Из-за неправильной реакции взрослых на падения малыша он может капризничать. Как реагируют взрослые на такие падения? Очень по-разному. Одни со спокойной улыбкой говорят: «Упала, Аленушка? Ну, вставай. Вот умница, сама встала». Другие судорожно бросаются к ребенку, начинают успокаивать еще не заплакавшего малыша, отряхивать от пыли его дорогой костюмчик. И вот тут-то предмет неусыпного внимания дает волю слезам, не оттого что ушибся, а из-за судорожных движений взрослых, из-за того, что все его успокаивают, жалеют. Представьте себе, что к малышу всегда бросались с ненужной помощью и вдруг не проявили прежнего внимания. Что делают некоторые дети? Если раньше ребенок падал и его всегда поднимали, то вскоре на предложение взрослого встать он начинает бить руками и ногами об пол. Тут уж взрослые не выдерживают, бросаются к нему, успокаивают, жалеют, и чем больше они прилагают усилий для того, чтобы успокоить малыша, тем громче он кричит, тем отчаяннее взывает о помощи. Дело в том, что у сильно раскапризничавшегося малыша в коре головного мозга возник сильный очаг возбуждения и все более слабые раздражители — слова и действия взрослых — притягиваются более сильным очагом возбуждения, усиливая его.

Что же делать в таком случае? Как относиться к таким проявлениям? Прежде всего, со стороны всех взрослых требуются выдержка и спокойствие. Оставьте ребенка на время одного. Дети капризничают, как правило, тогда, когда есть поблизости взрослые. Если же нет рядом взрослых, даже ребенок, который, упал и слегка ушибся, быстро успокаивается.

Однажды в семье годовалый малыш бросился на пол и стал капризничать. Мама и бабушка посмотрели друг на друга и, не говоря ни слова, спокойно обошли его и отправились в кухню, да еще и дверь за собой закрыли. Мальчик полежал несколько секунд на полу, встал, пошел за мамой и снова бросился на пол. Мама снова обошла малыша и удалилась. С тех пор мальчик капризы в такой форме не проявлял.
Если взрослые чуть что бросаются к малышу и пытаются его успокоить, то он быстро усваивает связь между своим поведением и поведением взрослых и будет затем постоянно добиваться своего таким образом.

У раскапризничавшегося малыша, оставшегося наедине с собой, быстрее проходит бурный период. Перестав плакать, но еще всхлипывая, малыш сам подойдет к вам. Не напоминайте ему о том, что было. Напоминание о только что перенесенных переживаниях снова может привести к угнетенному состоянию, и малыш вновь будет капризничать.

Причиной возникновения капризов может служить также начавшееся заболевание. Совершенно спокойный, уравновешенный ранее ребенок начинает безо всяких видимых причин раздражаться. Он становится вялым, хуже ест или совсем отказывается от пищи, постоянно просится на руки. Не очень внимательные или не очень опытные родители могут расценить такое поведение как каприз. В период заболевания ослабленный ребенок нуждается в щадящем режиме, особенно бережном и внимательном отношении. Капризы заболевшего ребенка — временное явление, связанное с болезнью, и по выздоровлении малыша они пройдут.

Основной причиной появления капризов является неправильное воспитание, когда капризы превращаются в привычную форму поведения ребенка. Малыш устал лежать на спине и начинает вначале хныкать, потом плакать, затем кричать, если ему при начальном проявлении беспокойства не помогли переменить позу. Часто взрослые, пока малыш тихонько хнычет? не берут его на руки, но когда он начинает кричать, здесь уж мать не выдерживает, крик мешает, да и малыша жаль, и еще неудобно перед соседями. В следующий раз ребенок меньше хнычет, плачет и сразу начинает кричать. Он приобретает опыт, что достичь желаемого можно только криком, который, в принципе, рассматривается как истерическая реакция.

Капризными часто бывают дети изнеженные, заласканные. Не успел малыш упасть, его жалеют, успокаивают, хотя он и не собирался расстраиваться по такому поводу. Дети, как известно, очень часто падают, особенно в возрасте 9—10 месяцев и до полутора лет. Если ребенка успокаивать в том случае, когда в этом нет никакой необходимости, то в дальнейшем он начинает капризничать даже от несуществующих царапин.

Чрезмерное внимание взрослых утомляет малыша. Представьте себе такую картину: бабушка приплясывает возле ненаглядного внука, играет с ним в ладушки, затем пляшет с ним дедушка, затем поочередно проделывают это же папа с мамой и остальные родственники, не считая друзей, знакомых и соседей. Вначале ребенок радуется, смеется, потом перестает смеяться и постепенно от смеха переходит к плачу. В чем дело? Нередко такое поведение могут рассматривать как каприз избалованного ребенка. Оказывается, это закономерный протест. Ребенок утомлен бесконечным вниманием взрослых и отвечает негативной реакцией.

Нередко такая же картина наблюдается и при посторонних людях. Собрались гости, и каждый из них считает своим долгом поиграть с малышом. Как же реагирует ребенок на все заигрывания взрослых? Одни дети прячутся за плечо матери, потом начинают плакать, другие начинают весело хохотать. Не следует преждевременно радоваться общительности своего малыша. Ребенок вначале смеется, а потом начинает истерически хохотать, а уж уложить его спать вовремя ни за что не удастся. Малыш будете вскакивать: ведь он настолько возбужден, что, заснув с трудом, и во сне может вскакивать и плакать.

Задача родителей состоит в создании спокойной обстановки, в ограничении приема гостей и т. п. Лучше на год, на два совсем отказаться от этого. Важно руководствоваться в данной ситуации правилом: поведение всех членов семьи должно согласовываться с режимом малыша.
Противоположная ошибка в воспитании — это недостаток внимания к ребенку, черствое отношение, которое тоже может породить тяжелые капризы. Громкий, резкий разговор, грубые пререкания между родителями пугают ребенка. Он начинает плакать. Родители уже опомнились, стали успокаивать малыша, а он продолжает капризничать.

Таким примером грубого отношения к ребенку является включение телевизора во время сна детей, яркий свет, шум. Все это оказывает отрицательное влияние на нервную систему малыша, может привести не только к капризам, но и к тяжелым нервным расстройствам.
Маленький ребенок, оказываясь мокрым среди ночи, вначале беспокойно ворочается. Внимательная мать устраняет причину двигательного беспокойства, и ребенок, не просыпаясь полностью, продолжает спокойно спать. В противном случае ребенок от двигательного беспокойства переходит к хныканью, а по мере нарастания возбуждения он громко плачет. В этом случае под влиянием неприятных ощущений в коре головного мозга возникает сильное возбуждение, которое затормаживает все участки коры. Малыш протестует даже против
ласки и каких-либо успокоительных воздействий, продолжает капризничать. Постепенно же капризы становятся привычной формой поведения ребенка.

В настоящее время некоторые молодые родители пытаются воспитывать детей в спартанском духе, злоупотребляя некоторыми советами всеми уважаемого доктора Б.Спока, выбрав наиболее удобные для себя, а не для ребенка методы.

Одна из мам решила приучать ребенка к мокрым пеленкам. С первого же дня ребенок начал беспрестанно жалобно, тихо плакать. Мама не меняла своевременно пеленки до тех пор, пока тело ребенка не превратилось в сплошную рану. Маму в этой ситуации беспокоил лишь плач малыша, так называемые капризы, причину которых она и не пыталась понять.

Одной из причин, приводящих к капризам, является дефицит материнского общения. Если ребенок редко видит мать, то при встрече с нею он бурно радуется, возбуждается и потом не может прийти в спокойное состояние — начинает капризничать.

Аналогичная ситуация может возникнуть и тогда, когда ребенок видит мать, но она к нему невнимательна, черства в обращении с ним. Представьте себе такую картину: мать очень занята домашними делами, а ребенок все время находится в кроватке или коляске. Мама не считает нужным разговаривать с малышом («он ведь ничего не понимает»), не желает поиграть с ним, приласкать его. Некоторые родители считают необязательным выражение чувств, эмоций к ребенку. И вот малыш, испытывая недостаток ласки, общения, т.е. сенсорный голод, становится мрачным, а потом раздражительным, капризным.

Чаще всего причиной возникновения капризов является отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи.
Ребенок радуется, если его на прогулку одевает бабушка. Она неторопливо, спокойно с ним разговаривает, да притом и игрушку в руки даст. Гулять пойдет не только Аленушка, но и плюшевая собачка.

Совсем другая картина, если ребенок вместо спокойного, привычного с ним обращения ощущает резкость, торопливость в движениях, строгость в интонациях. Как реагирует на это прежде спокойный ребенок? Настораживается, хнычет, а потом кричит из-за того, что не улыбнулись тогда, когда он этого хотел.

Одиннадцатимесячная Таня прекрасно различает, что бабушку можно дергать за волосы, хлопать ладонями по лицу. Бабушка очень довольна общением с внучкой. С мамой девочка ведет себя совсем по-другому так как мама постоянно запрещает такие действия.

Со временем ребенок поймет, что при бабушке можно капризничать, а при маме надо вести себя по-другому. Не следует забывать, что разная настройка ребенка на каждого взрослого является большой нагрузкой на нервную систему малыша, утомляет его, может привести к неврозам, срывам в поведении.

К капризам приводит непоследовательность в требованиях к ребенку. Если вы сегодня кормите малыша ложкой, а завтра из бутылочки, то капризам малыша во время кормления не приходится удивляться. Или обычно давали во время купания какую-то игрушку, а сегодня забыли, то малыш ведет себя по-иному — купание не доставляет ему прежнего удовольствия. Такое поведение вполне обосновано, оно обусловлено отсутствием интересного, привычного.

В воспитании малышей нет мелочей. Попустительство безобидной шалости может привести к формированию капризов. Вся семья радуется, когда малыш похлопывает ручонками папу или бабушку по лицу. Однако силы в ручонках все больше и больше, а радости от похлопываний все меньше и меньше. Здесь начинаются запрещения. Вначале все весело улыбались таким проделкам малыша, а потом вдруг запрет. Ребенок плачет, капризничает. Причина таких капризов в непоследовательности требований к ребенку, ломке привычек.
Причиной капризов ребенка с 9—10 месяцев может быть ограничение его в самостоятельных действиях.

Растет ребенок. Возрастают его умственные и физические возможности. И вот вы собираетесь кормить малыша, а он нетерпеливо хватает со стола все подряд. Родители отодвигают подальше от него посуду и пытаются кормить, а он начинает капризничать. Дело в том, что ребенка следовало бы раньше учить держать чашку самостоятельно и пить из нее. Если вы этого не сделаете, малыш будет хватать посуду сам, а не умея ее удерживать в руках, будет бить ее. Начнутся запреты: не-бери. А ребенок очень активен, брать он будет недозволенные вещи, а ваши запреты будут вызывать отрицательную реакцию, капризы.

Нередко ребенок капризничает из-за неумения самостоятельно играть. Попробуйте такого ребенка оставить без внимания - он начинает капризничать. Очень важно приучить малыша играть самостоятельно. Этому в значительной мере способствуют своевременно, правильно, в соответствии с возрастом ребенка подобранные игрушки. Игрушки, не соответствующие возрасту малыша, не интересуют его, он часто их ломает. Обилие игрушек, вызывающее обилие впечатлений, ведет к перевозбуждению, переутомлению. В лучшем случае малыш становится безразличным к многочисленным игрушкам, но может я бурно проявляеть свое перевозбуждение — бросать игрушки, ломать их, капризничать.
Часто бывают капризными дети, не знающие ни в чем ограничений. У них своевременно не формируется тормозной процесс, умение
сдерживать себя, подождать. Одним из средств предупреждения капризов является своевременное приучение ребенка к некоторому самоограничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых гюнятных ребенку слов.

Полугодовалый малыш дергает мать за волосы, кусает, срывает очки. Плохо, если его не останавливают. Ребенок еще совсем маленьким должен слышать категорическое «нельзя». Вот ребенок тянется потрогать горячий утюг, чайник, пытается стянуть со стола скатерть, замахивается на мать, и всякий раз он должен слышать твердое «нельзя». В результате многократных повторений слово и действие сливаются воедино, осмысливаются малышом как запрет.

Запрещения для ребенка раннего возраста следует использовать родителям очень гибко и разумно. Воспитание малыша, строящееся на слишком частых «нельзя», тоже приводит к капризам. На его поведении отрицательно сказывается постоянное запрещение. Это нельзя, то нельзя - и так без конца. В этом случае поведение ребенка постоянно тормозится, в то время как процесс торможения слабо развит, и слишком частые запреты приводят к перенапряжению тормозного процесса, срыву поведения, капризам. Ребенку легче что-либо сделать, нежели находиться в бездеятельном состоянии.

Дети очень активны по своей природе. Только что вы собрали разбросанные игрушки, а малыш снова разбросал их, тащит скатерть со стола, что-то разбил. Как взрослые регулируют его поведение? В одних случаях ребенок слышит постоянное «нельзя» и продолжает вести себя еще более активно, а далее дело кончается капризами, слезами. Такая ситуация возникает тогда, когда малыша ограничивают в его естественном стремлении к активности, самостоятельности, когда забывается о его возрастных особенностях.
Родители должны помнить, что вместо того, чтобы одергивать малыша, проще и правильнее переключить его внимание.

Переключение внимания, отвлечение — очень эффективный метод регулирования поведения ребенка. Этот метод очень часто используется родителями. Вот малыш начинает плакать, а ему говорят: «Ах, какая машина поехала! Давай посмотрим». Дети забывают об ушибах, о многих своих огорчениях, если в нужный момент услышат или увидят что-либо особенно интересное для них — кошек, собачек, птиц и т.п.
Ребенок растет спокойным и уравновешенным, если его энергия направляется в нужное русло, если его приучают к порядку, к выполнению посильных действий. Рациональное расходование энергии приносит ребенку радость, дает ему возможность быть активным. Положительная оценка действий малыша взрослыми способствует его хорошему настроению» Взрослым же активность ребенка, направленная ими в нужное русло, облегчаем процесс воспитания, предупреждает капризы.
Умелое сочетание разрешений и запрещений — одно из важных условий успешна воспитания ребенка.
Детские капризы, как и все в поведении ребенка, не случайны. Они всегда имеют какой-то источник, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет эти капризы.
Путь предупреждения капризов — разумная организация жизни и деятельности ребенка! знание возрастных особенностей, единство требований в семье, устранение избытка внимания к малышу. Важное значение имеют также меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка, — соблюдение режима сна и питания, разумная организация бодрствования.